О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бремя морской мощи

Авианесущие корабли Великобритании и Франции переживают не лучшие времена

Продолжающийся рост стоимости военных программ больно бьет по одной из самых дорогих отраслей военно-промышленного комплекса - судостроению. Первыми под удар попали авианосцы.

В минувшем сентябре стало известно, что военно-морские ведомства Великобритании и Франции ведут переговоры о создании совместной группировки "плавающих аэродромов" для постоянного боевого дежурства в море. В нее должны были войти британские корабли "Арк Ройял" и "Илластриес", а также французский авианосец "Шарль де Голль". Однако нынешнее состояние флотов соседей по Ла-Маншу, мировой экономический кризис, а также некоторые решения, принятые позднее, ставят на этих планах жирный крест.

Дешевая имперская политика

Недавно Министерство обороны Соединенного Королевства объявило о незамедлительном выводе из состава флота одного из двух авианосцев класса "Инвинсибл" - "Арк Ройяла". Данное решение, вошедшее в крупный пакет иных мероприятий по сокращению британских военных программ, вызвало нешуточный резонанс: в строю ВМС ее величества фактически остается только один авианесущий корабль "Илластриес", да и его судьба тоже висит на волоске.

В чем же причина ускоренного списания "Арк Ройяла"? Экономия бюджетных средств никогда не являлась достаточным основанием сама по себе, хотя сейчас, насколько можно судить, положение британского военного бюджета сопоставимо с катастрофическим провалом начала 20-х годов XX века. Тогда под "увольнение", прикрытое Вашингтонскими соглашениями об ограничении морских вооружений, угодили десятки кораблей, которые было не на что содержать, а строительство новых практически полностью прекратилось.

Правда, в Лондоне утверждают, что "Арк Ройял" отправляют "в отставку" ради двух новых авианосцев, заложенных в Британии: "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэллс". Однако это явная попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Собственно, оба эти корабля класса CV Future и планировались при разработке и закладке как замена выработавшим ресурс "Арк Ройялу" и его систершипу "Илластриесу". Поспешное списание одного из двух авианосцев, оставшихся у отставной "владычицы морей", указывает на серьезные сложности, с которыми сталкиваются британские военные ведомства.

"Илластриес", кстати, тоже не может чувствовать себя в привилегированном положении единственного авианесущего корабля ее величества. Если "Арк Рояйл" списывается "незамедлительно" и без всяких условий, то "Илластриес" тоже может покинуть ряды Королевского флота - в случае негативного ответа на вопрос о возможном переоборудовании в десантный вертолетоносец или же корабль управления.

Если внимательно посмотреть на проектные характеристики "Елизаветы" и "Принца", то становится понятной подобная прижимистость. Эти корабли втрое превосходят по водоизмещению "авианесущие крейсеры" типа "Инвинсибл" и способны стать базой для 36 полноценных палубных истребителей в отличие от 12-18 вертикально взлетающих "Харриеров" у предшественников. Стоимость одного нового авианосца, по самым скромным предварительным оценкам, достигнет четырех миллиардов фунтов. В результате "Куин Элизабет" осторожно запланирован к вводу в строй в районе 2020 года, а график работ по систершипу пока и вовсе не определен.

В принципе нет ничего удивительного в том, что заложенный было "Принс оф Уэллс" сейчас числится "законсервированным на низкой стадии готовности" (называя вещи своими именами, его фактически и не начинали строить). Эта ситуация опять возвращает нас к началу 20-х годов, когда Великобритания демонстративно выдала заказы на четыре быстроходных линкора класса G-3, не имея в пустой казне никаких средств для их постройки. Но тогда эти четыре "будущих корпуса" должны были сыграть роль разменной монеты в торге с Соединенными Штатами при заключении Вашингтонских соглашений. С кем Соединенное Королевство намерено торговаться сейчас, закладывая корабли, на которые у него нет денег, понять сложнее.

Перспективный долгострой

Если у Великобритании осталось, пусть формально, два авианосца, то во французском флоте этот класс представлен только атомным "Шарлем де Голлем". Сравнительно новый корабль (введен в состав флота в 2000 году), "Де Голль" строился долгих 11 лет, обошелся казне в 3,2 миллиарда долларов без учета стоимости авиагруппы, всю свою жизнь не вылезает из ремонтов, аварий и длительных переоборудований.

На испытаниях случались инциденты с реакторами, а осенью 2000 года в Атлантике произошел и вовсе ошеломляющий отказ: из-за технологического брака, приведшего к образованию каверн в цельном слитке металла, сломался левый винт. В 2001-м авианосец вновь стоял на ремонте, где и встретил 11 сентября и начало "войны с терроризмом". Бывший президент Франции Валери Жискар д"Эстен съязвил, что страна построила себе "полуавианосец".

Кстати, следует отметить, что бортовой электронно-картографический комплекс "Шарля де Голля" создавался в России. Но как раз к его работе претензий не было и нет: аналоги этой системы хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации частными судовладельцами.

В 2007 году "Де Голля" вновь поставили на капитальный ремонт. Завершить его рассчитывали в 2012-м, но уложились к 2009-му. На корабле сменили катапульты и самолетоподъемники, заменили турбины.

И вот недавно "Де Голль" покинул Тулон, имея целью возглавить борьбу с пиратством в водах Африканского Рога. Поход продлился ровно сутки: на авианосце обнаружился отказ электрических систем двигательной установки. Корабль вернулся обратно в Тулон, где снова и привычно встал на ремонт.

Второй авианесущий корабль Франция планирует ввести в строй не раньше 2017 года, и это должен быть авианосец, построенный по адаптированному британскому проекту CV Future, как "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэллс". Но финансовый кризис вносит коррективы: в данный момент строительство, дополнительно отягощенное непростыми согласованиями технических решений, используемых в британском проекте, отложено. "Шарль де Голль" со всеми своими неполадками остается единственным французским авианесущим кораблем, не считая крейсера-вертолетоносца "Жанна д"Арк". И то "Жанну" планируют вывести из состава флота в самое ближайшее время в связи с большими расходами на содержание.

Что на выходе?

Как в таких условиях формировать совместную франко-британскую эскадру боеготовых авианосцев, не вполне понятно. Из трех потенциальных единиц такого соединения одна выведена из состава флота, еще одна - в подвешенном состоянии, а оставшийся относительно новый корабль не вылезает из судоремонта. Одновременно с этим в целях экономии безжалостно сокращаются устаревшие единицы, которые могли бы использоваться хотя бы для отработки принципов взаимодействия в многонациональной авианосной группе.

Впрочем, некоторые эксперты высказывают и возражения политического характера. Одной из планируемых особенностей франко-британской группировки должно было стать действие кораблей в интересах обеих стран по принципу взаимозаменяемости. Что будет, интересуются британцы, если в момент французского "дежурства" произойдет кризис наподобие Фолклендской войны 1982 года? Даст ли Париж санкцию на боевое применение "Шарля де Голля" в чужих водах?

В любом случае проверить данный тезис на практике, похоже, возможности у нас не будет. Сокращение действующих британских авианосцев и затягивание программы CV Future (с обеих сторон) приведут к тому, что обе великие (в прошлом) морские державы на некоторое время останутся без самого яркого символа современной морской мощи - авианесущих кораблей, легших тяжким бременем на плечи налогоплательщиков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка