Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Татьяна Глазкова, Сергей Стариков
Опубликовано: 29.10.2010, 11:47

Сибирские авиатарифы аукнулись в Европе

ЕС хочет вынудить своих членов отказаться от авиационных контрактов с Россией


Еврокомиссия угрожает судебными исками Германии, Франции, Австрии и Финляндии в связи с соглашениями в сфере авиации между ними и Россией. Как говорится в заявлении Еврокомиссии, существование отдельных договоров между странами - членами ЕС противоречит принципу единства союза. Кроме того, Россия получает от европейских авиакомпаний сборы за полеты над Сибирью, что является нарушением антимонопольного законодательства ЕС. В дальнейшем претензии будут предъявлены и другим 23 странам - членам единого европейского пространства.

"Пока что это первая, самая ранняя стадия процесса. Мы дали четырем странам два месяца на то, чтобы они предоставили нам свои соглашения и мы смогли проверить, соответствуют ли они законодательству. Если выяснится, что они его нарушают, мы обратимся в суд. Примерно за это же время, то есть до Рождества, мы решим, будем ли проводить аналогичную процедуру относительно других стран Евросоюза", - сказала РБК daily спикер Еврокомиссии Элен Кернс. Как говорится в заявлении европейского ведомства, копия которого была предоставлена агентству Bloomberg, положения действующих двусторонних соглашений "могут привести к нарушению конкуренции в ущерб авиакомпаниям ЕС и потребителям".

По словам г-жи Кернс, одна из двух главных претензий к странам - членам ЕС - существование отдельных договоренностей каждой страны с Россией касательно авиаперевозок. Евросоюз является единым рынком, следовательно, условия для всех его членов должны быть едиными.

Как рассказал РБК daily спикер австрийской авиакомпании Austrian Airlines Михаэль Браун, Еврокомиссия уже неоднократно заявляла странам - членам ЕС: "Отмените двусторонние соглашения. Мы сделаем все за вас". Но Россию это не устраивает. "Мы опасаемся, что ЕС может усилить давление на российские органы власти, что приведет к ухудшению хорошего делового климата между Россией и Австрией. Но в целом мы готовы и к тому, что договоры с Россией будет заключать не Австрия, а ЕС. Особенно если Евросоюз сможет добиться более выгодных для наших авиаперевозчиков условий", - отметил г-н Браун.

Нарекание Еврокомиссии вызывают действия не столько стран Старого Света, сколько России, тем не менее пока что речь о подаче иска к Москве не идет. Ранее Европа неоднократно пыталась убедить Россию отказаться от сборов за транссибирские перелеты. Как рассказал РБК daily спикер Lufthansa Петер Шнекенляйтнер, Россия является единственной страной, взимающей деньги за беспосадочный пролет над своей территорией, причем с авиакомпаний всех стран, совершающих такие рейсы. Эти сборы включены в соглашения между Россией и европейскими странами. По оценке Еврокомиссии, за один только 2008 год члены ЕС заплатили России за пересечение воздушного пространства над Сибирью около 420 млн долл. Москва обещала еще в 2006 году отменить сборы за транссибирские перелеты, но до сих пор этого не произошло.

"Шансы добиться успехов у комиссии существуют, но, учитывая опыт подобного обжалования условий межправсоглашений между государствами - членами ЕС и США в 2001 году, это может занять длительное время", - отмечает доцент кафедры международного права юрфака МГУ Александр Баталов. По его мнению, сам факт признания судом таких условий противоречащими правовым актам ЕС не означает их автоматической отмены.

Но то, что система начисления пролетных денег изменится, признают и в российском Минтрансе. "На сегодняшний день соглашение о модернизации платежей, принятое два года назад, уже парафировано", - отмечает начальник отдела общественных связей министерства Тимур Хикматов. По его словам, работа над этим документом ведется с увязкой по вступлению России в ВТО и курируется Минэкономразвития.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 29 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.