Источник: сайт «Газета»
Автор: Илья Зиненко, Иван Гидаспов
Опубликовано: 29.10.2010, 14:07

Чиновники Евросоюза хотят летать над Россией бесплатно


Евросоюз намерен подать иски против Германии, Франции, Австрии и Финляндии, требуя признать незаконными существующие соглашения об авиасообщении между этими странами и Россией. Претензии касаются так называемых роялти— платежей за пролеты над территорией Сибири, которые еще с советских времен перечисляются в пользу "Аэрофлота", ранее монополиста, а сегодня— крупнейшего российского перевозчика. Судя по всему, ситуация с отказом от роялти, зашедшая в тупик из-за отсутствия компромиссного решения между ЕС и Россией, заставила европейцев атаковать с другого фронта. Теперь ЕС пытается "выдернуть" пункт о роялти из межправительственных соглашений.

Как отмечается в заявлении Еврокомиссии, включение в двусторонние соглашения пункта о транссибирских платежах нарушает антимонопольное законодательство ЕС. Помимо этого, соглашения Германии, Франции, Австрии и Финляндии об авиасообщении с Россией нарушают принципы единого экономического пространства ЕС и должны быть пересмотрены, настаивают европейские чиновники.

Дорогой перелет над Сибирью

Сибирские роялти иностранные компании платят еще с 1970 года. Руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. До 2000 года роялти принесли бывшему монополисту, по неофициальным оценкам, около $5 млрд.

Чтобы снизить расходы и открыть российское небо для иностранных авиакомпаний, европейцы настояли на том, чтобы условия соглашения были изменены. На протяжении последних 10 лет ЕС апеллировал к тому, что роялти— нерыночный и давно изживший себя способ взаиморасчетов. Европейские чиновники сделали отмену "пролетных" сборов одним из условий включения России в ВТО.

В итоге весной 2004 года Россия и Еврокомиссия договорились о поэтапном сокращении до конца 2013 года роялти, взимаемых с авиакомпаний, совершающих рейсы из Европы в Азию. После этого система будет полностью отменена. Поскольку Минтранс противился изменению механизма взимания и распределения средств, соглашение было подписано лишь в 2005 году.

Однако никаких четких действий по реализации соглашения российская сторона так и не начала, что вызывает беспокойство еврокомиссаров.

Золотая жила иссякает

Пытался сопротивляться переменам и "Аэрофлот". Руководство компании в 2005 году называло предложение ЕС политическим шантажом, обвиняя его в желании получить односторонние преимущества.

Недовольство "Аэрофлота" понять несложно: деньги, которые зарубежные авиаперевозчики платят за полеты по транссибирским маршрутам, составляют одну из главных статей доходов компании. По разным предположениям, ежегодно "Аэрофлот" зарабатывает на роялти от $150 млн до $500 млн. В 2008 году гендиректор госкомпании Валерий Окулов говорил в СМИ, что эта сумма составляет около $300. А по данным Еврокомиссии, в 2008 году объем платежей со стороны авиакомпаний (числом около 20, из которых 11 европейских) составил примерно $420 млн.

Для участников рынка очевидно, что только благодаря этой статье компания смогла удержать прибыльность даже в кризисном 2009 году, когда почти все авиакомпании в мире показали отрицательный результат. При этом по объему перевозок компания заметно отстает от мировых лидеров. К примеру, если Lufthansa в прошлом году перевезла 55 млн человек, то "Аэрофлот"— всего 8,7 млн.

Впрочем, в "Аэрофлоте" понимают, что рано или поздно "легкие деньги" перестанут пополнять бюджет компании. В начале 2009 года новым руководством перевозчика во главе с гендиректором Виталием Савельевым был провозглашен курс на сокращение издержек. Он признал, что если не учитывать "транссибирские платежи", компания на протяжении нескольких лет генерирует убытки. Поэтому перевозчик готовится к работе в новых условиях.

На долгие годы

Авиаэксперты считают, что диалог об отмене роялти, став элементом политической игры между Россией и ЕС, затянулся и вряд ли решится в ближайшее время. При этом, по их мнению, исчезновение доходной статьи роялти в бюджете "Аэрофлота" вряд ли скажется на прибыли перевозчика.

"Мне не особенно понятны новые претензии Еврокомиссии. Скорее это элемент большой политической игры. Сегодня существует механизм прямых межправительственных соглашений между Россией и любой страной ЕС, которые реализуются вне зависимости от того, чего хочет Евросоюз. Это даже не вопрос роялти за пролет над Транссибом или других договоренностей подобного рода. В межправительственные соглашения включен пункт о коммерческих договорах между назначенными перевозчиками. Пока все это не будет пересмотрено на уровне государств, положение дел не изменится",— заметил GZT.RU Олег Пантелеев, глава аналитической службы "Авиапорт".

По мнению эксперта, "Аэрофлот" будет получать эти средства до тех пор, пока вопрос не будет урегулирован с Минтрансом РФ. "Судя по всему, национальный перевозчик будет сокращать зависимость от платежей и, как мне кажется, "соскочить с этой иглы" "Аэрофлоту" удастся без потери прибыли. Что касается сроков отказа от роялти, то, если несколько лет назад везде фигурировал 2013 год, сейчас я3D не уверен, что это событие произойдет именно через три года",— утверждает Пантелеев. Пока же, констатирует эксперт, переговоры о судьбе роялти зашли в тупик. В свое время Россия планировала постепенно снижать величину компенсации за пролет над территорией, надеясь получить для своих авиаперевозчиков дополнительные частоты для полетов в Европу. Частот мы3D не получили.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 29 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Элемент, Аэрофлот - российские авиалинии, Пони, Пантелеев Олег, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Окулов Валерий (в процессе тестирования)