О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ставка на истребители

Боевые самолеты остаются самым востребованным вооружением в мире

Истребители и вооружение к ним составляют треть мирового экспорта оружия в 2005-2009 годах. Лидерами по поставкам боевых самолетов являются США и Россия, а импортерами - Индия, ОАЭ и Израиль. Нестабильность в регионах заставляет покупателей забывать про цены на истребители, которые начинаются от 40 млн долларов.

Самым востребованным видом оружия в мире являются истребители. На мировом рынке военной техники на боевые самолеты приходится около трети продаж. Так, в период с 2005-го по 2009 год доля продаж истребителей составила порядка 27% от общего объема оборота оружия в мире. Причем с учетом экспорта сопутствующего вооружения и оборудования - ракет, бомб, двигателей - доля продаж достигает 33% всех военных заказов в мире. К такому выводу приходит Стокгольмский институт исследования проблем мира в своем докладе.

Причем истребители - это дорогое вооружение. Так, наиболее продвинутые версии стоят по 40 млн долларов каждый, а зачастую и больше. Например, шесть шведских самолетов JAS-39 обошлись Таиланду в 490 млн долларов. Вьетнам купил восемь российских Су-30МКК за 400-500 млн долларов, а 18 американских F-16C Block-50 обошлись Пакистану в 1,5 млрд долларов.

Основными экспортерами истребителей являются США, которые продали в период 2005-2009 годов 331 самолет, а также Россия, экспортировавшая 215 самолетов.

Экспорт истребителей становится важной экономической составляющей. В докладе подчеркивается, что продажа самолетов за рубеж позволяет компенсировать огромные затраты на разработку современных боевых самолетов. Так, только восемь стран способны самостоятельно разрабатывать и выпускать боевые самолеты, среди которых Россия, США, Франция, Индия, Китай, Швеция, Япония и Великобритания. Кроме того, Германия, Италия, Испания и Великобритания производят самолеты совместно.

Впрочем, стабильные экспортные заказы получают только США и Россия. Остальные производители истребителей продают свои самолеты другим странам от случая к случаю и вынуждены ориентироваться прежде всего на национальные ВВС.

США производят для своих ВВС почти столько же самолетов, сколько направляют на экспорт. Что касается России, то экспорт истребителей в 10 раз превышает поставки для нужд национальных ВВС. Однако эксперты считают, что в ближайшее время ситуация изменится и поставки боевых самолетов в российскую армию вырастут.

Что касается покупателей, то крупнейшими импортерами боевой авиации стали Индия, купившая 115 истребителей, Объединенные Арабские Эмираты - 108 и Израиль - 82 боевых самолета. В целом в период с 2005-го по 2009 год мировой экспорт истребителей составил 995 единиц. Боевые самолеты закупали Польша - 48, Китай - 45, Йемен - 37, Иордания - 36, Сирия - 33, Алжир - 32, Венесуэла - 24 и так далее. Большинство импортеров истребителей находятся в регионах наиболее серьезной международной напряженности.

Что касается России, то, по данным Рособоронэкспорта, наиболее востребованной продукцией в российском экспорте оружия также является авиация, которая составляет примерно 50% от объема всех продаж российских вооружений. Особенной популярностью у импортеров пользуются тяжелый истребитель Су-30МК и МиГ-29, которые поставляются в Китай, Индию, Алжир, Венесуэлу, Малайзию, Вьетнам, Индонезию, Эфиопию, Судан, Бангладеш, Эритрею.

Отметим, что большая часть поставок российского оружия приходится на Индию. Так, сейчас Россия выполняет обязательства по сделкам, суммарная стоимость которых превышает 10 млрд долларов. Это, прежде всего, контракт на лицензионное производство в Индии 140 многоцелевых истребителей Су-30МКИ стоимостью более 3 млрд долларов, а также контракты по ремонту и модернизации тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" (2,3 млрд долларов), передаче в лизинг индийским ВМС атомной субмарины "Нерпа" (750 млн долларов), строительству трех фрегатов проекта 1135.6 (1,6 млрд долларов), лицензионному производству до 1000 танков Т-90С (около 2 млрд долларов), поставке 45 палубных истребителей МиГ-29К (более 2 млрд долларов), модернизации 64 истребителей МиГ-29 (850 млн долларов), поставке 80 вертолетов Ми-17-1В (800 млн долларов) и ряд других сделок.

От выполнения этих заказов зависят будущие контракты, которые также оцениваются в кругленькую сумму - от 3 до 15 млрд долларов.

Известно, что сейчас Индия проводит тендеры на закупку 126 боевых самолетов. У России есть неплохие шансы выиграть конкурс. "Если наш истребитель МиГ-35 победит в этом тендере, а шансы такие имеются, то это принесет России порядка 10 млрд долларов", - цитирует "Интерфакс" слова источника в оборонно-промышленном комплексе. Итоги тендера будут подведены в ближайшие месяцы.

Кроме того, до конца 2010 года планируется заключить сделку на поставку в Индию дополнительной партии из 42 многофункциональных истребителей Су-30МКИ, которая оценивается экспертами более чем в 2 млрд долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка