Источник: газета «Коммерсантъ»
Опубликовано: 04.12.2010, 23:48

Президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов: "Экипаж проявил максимальное мастерство


На вопросы ведущего радиостанции "Коммерсантъ FM" ответил президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.

- Сообщается, что самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, поврежден фюзеляж. Есть информация о пожаре. Как в таких случаях должна оказываться помощь и что представляет наибольшую опасность?

- Во-первых, этот полет уникален в своем роде и встречается довольно редко в практике эксплуатации Ту-154, когда отказали бы три двигателя. К счастью, они отказали поочередно. Сначала, после взлета из Внуково, отказал первый двигатель. Затем экипаж принял решение возвратиться на аэродром вылета и в этот момент отказал второй двигатель. На одном двигателе экипаж продолжал заход, но почему-то (в Домодедово сейчас выясняется) он принял решение садиться в Домодедово. Может быть, его туда направили. После того, как он заходил на посадку и произвел посадку в Домодедово, отказал и третий двигатель. Этот один двигатель, на котором он пилотировал полностью загруженный пассажирами (это около 160 человек плюс экипаж 9 человек) с бортпроводниками, самолет тяжелый, это и спасло всех. Все родились в рубашках, как говорится в этом случае. Экипаж проявил максимальное мастерство. Дело в том, что после посадки на первом этапе торможения, производится это торможение исключительно включением реверса авиадвигателей, когда газовые струи направляются против движения самолета. Это очень серьезно - тормозить двигателями. Но постольку, поскольку три двигателя были уже выключены и все три реверса не работали, по сути дела, на огромной скорости самолет оказался без тормозов. Он быстро проскочил взлетно-посадочную полосу. Она кончилась. Торможение колесами на такой скорости эффекта не дают. Все закончилось тем, что он столкнулся с препятствием, которое попалось после его выкатывания со взлетно-посадочной полосы, поломку фюзеляжа, и те печальные последствия: 2 погибших и 50 раненых.

- Мог ли самолет загореться в момент столкновения с препятствием или взорваться, как это произошло под Смоленском?

- Это второй случай везения, поскольку самолет был нашпигован керосином. Он только что взлетел. Отлетел он недалеко и поэтому был залит керосином, что могло очень просто привести к пожару. Но тут два обстоятельства сыграли против пожара: столкновение произошло уже в конце пробега самолета и двигатели не работали, т.е. самолет практически был обесточен, потому что все генераторы висят на роторах двигателей и работают от вращения двигателей. Самолет практически был обесточен. Это дало возможность отодвинуть эпизод от пожара.

- Сообщается, что машины скорой помощи из-за пробок не сразу добрались до места. Достаточно ли дежурных сил аэропорта для оказания помощи при таком инциденте? И какие это подразделения?

- Я думаю, что при данном количестве, которое поступило от компетентных лиц о погибших и раненых, на первое время хватит сил аэропорта, потому что аэропорт Домодедово обладает довольно значительными аварийными силами и средствами. Но скорая помощь, конечно же, необходима и медицина необходима, потому что много раненых и они требуют квалифицированной помощи.

- Господин Смирнов, известны ли вам случаи, когда самолеты совершали посадку при всех неработающих двигателях, как в этот раз?

- Это редчайший случай. Я сейчас даже не могу припомнить подобный случай, когда все три двигателя отказывали один за другим. Тут причина выяснится. Но это какое-то странное явление, когда все двигатели отказывают сразу. А как получилось так, что они поочередно отказывают, то это требует разъяснения и исследования, потому что здесь и качество керосина имеет значение и другие факторы.

- Могло ли так случиться, что самолет упал бы где-нибудь ближе к Москве, не дотянув до аэропорта?

- Нет. Если один двигатель у него продолжал работать, то этого не случится, поскольку экипажи, летающие на всех самолетах, проходят специальную теоретическую подготовку и практическую тренировку для полета на одном двигателе. Экипажи знают, как действовать, что делать и как лететь на одном двигателе, какие скорости держать, как пользоваться соответствующими средствами и т.д. поэтому я исключаю, что он мог упасть до ВПП. Как раз появилась эта палочка-выручалочка.

- Из того, что вы сказали, уточните, пожалуйста, причиной катастрофы могло ведь стать и плохое топливо? Я правильно вас понял?

- Теоретически, конечно, некачественный керосин авиационный тоже может стать причиной остановки авиадвигателя. Предположим, в каждый керосин, как один из примеров, делаются добавки, которые препятствуют его замерзанию на высоких эшелонах и у земли, если минусовая температура. Если этих добавок не будет, то образуется гуща, которая забивает фильтры и двигатели могут остановиться. Но это, так сказать, вероятная причина. Я не думаю, что это так. Комиссия расследует. Очень легко будет установить причину отказа этих двигателей. Потому что работают черные ящики. Они все записывают: все данные, все параметры и расшифровка этих самописцев сразу раскроет всю картину питания авиакеросином всех трех двигателей и картину отказа авиадвигателей.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 декабря 2010 года | Дайджест публикаций за 4 декабря 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-154М, Смирнов Олег, Ту-154 (в процессе тестирования)