О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Угроза военному равновесию в мире - дешевые китайские копии российских вооружений

Китай теснит Россию с рынков развивающихся стран, продавая более дешевые копии российских вооружений. Наращивание военной мощи Китаем создает угрозу изменения военного равновесия в мире

Finam.info представляет перевод статьи Джереми Пейджа, опубликованной в газете The Wall Street Journal.

Через год после распада Советского Союза остро нуждающийся в деньгах Кремль начал продавать Китаю часть своего могучего военного арсенала, включая гордость российских ВВС - истребители Су-27. На протяжении следующих 15 лет Россия была крупнейшим поставщиком вооружений для Китая, ежегодно продавая азиатской державе свои танки, истребители, эсминцы, подводные лодки и ракеты на суммы 20-30 млрд долларов. Более того, Москва продала Пекину лицензию на сборку истребителя Су-27 из импортных российских деталей.

Сегодня Российское военное превосходство закончилось, а для Китая все только начинается. После десятилетия импорта и сборки российских вооружений, Китай достиг поворотного момента: он теперь может производить большинство видов высокотехнологичных вооружений (таких как Су-27) самостоятельно, и находится на пути к началу своей собственной карьеры авиапроизводителя.

Китайские инженеры не только скопировали российскую электронику и радиолокационную систему Су-27, но и оснастили истребитель последним словом китайской инженерной мысли - новым павиационным двигателем. На протяжении двух последних лет Пекин уже не делал больших закупок в Москве.

Теперь Китай готов начать экспортировать это вооружение, потеснив Россию на развивающихся рынках и потенционально угрожая изменить военный баланс в нескольких "горячих точках" планеты.

Этот эпохальный переворот был особенно ощутим в российском павильоне намеждународном авиасалоне, прошедшем в ноябре в Пекине. Россия всегда была звездой таких автосалонов, поражая воображение посетителей блестящими фигурами высшего пилотажа "русских витязей" и своими новыми вертолетами, истребителями и грузовыми самолетами. По итогам авиасалонов Россия заключала многомиллионные сделки. Однако в этом году она не представила ни одного реального самолета; только горсть пластиковых моделек, охраняемых парой дюжин скучающих продавцов. И наоборот, Китай представил свою самую масштабную коллекцию новых вооружений, всю построенную на российских ноу-хау. Гостями китайского стенда были "Красные стрелы", пакистанская пилотажная группа, летавшая на изначально российских истребителях, производимых теперь в Китае и Пакистане.

Россия попала в точно такое же положение, как и многие иностранные компании. которые вынуждены конкурировать с Китаем на глобвльных рынках. Однако в данном случае есть политические осложения: Китай развивает систему вооружений, включая авианосцы и истребители, которая может укгрожать Тайваню и проверить на прочность американские позиции в западно-тихоокеанском регионе. Экспорт Китаем вооружений, кроме того, может пошатнуть военное равновесие в Южной Азии, Судане и Иране.

Китаю в военном плане еще далеко до США. Последние до сих пор остаются крупнейшим мировом производитетем и экспортером вооружений. Китай же в 2005-2009 году экспортировал 2% от общего числа вооружений, что делает его девятым по величине экспортером вооружений в мире. Но никакая другая азиатская страна не пыталась наращивать военную силу, пр этом имея на это все шансы, со времен победы над Японией в 1945 г.

Видя, что Китай на рынке вооружений начинает теснить Россию, российские власти озаботились пробелмой прав на интеллектуальную собственность. "Мы не уделяли достаточно винманию вопросу интеллектуальной собственности в прошлом, - сказал источник в Министерстве обороны. - теперь Китай соревнуется с нами на международных рынках". В частности, российские власти настаивают на том, что китайский истребитель J-11B является копией российского истребителя Су-27. События развивались следующим образом. В 1992 году российское правительство отчаяно нуждалось в деньгах, и заключило сделку с Китаем на 1 млрд долларов на продажу 24-х Су-27. Затем в 1996 году Китай заплатил России 2,5 млрд долларов за лицензию на вспроизведение 200 Су-27 под эгидой Шеньяньской Авиационной компании. Согласно договору, самолет под кодовым названием J-11 должен был включать импортную российскую электронику, радиолакационные системы и двигатели, которые запрещалось воссоздавать на экспорт. Но после того, как 105 таких самолетов было построенно, Китай разворвал контракт, мотивируя это тем, что самолет перестал удоалетворять их требованиям.

А тремя годами позже китайцы представили свою версию Су-27 под названием J-11B на государственном телевидении. "Когда продавали лицензию, все знали, что китайцы так поступят. Это был риск, который мы на себя взяли, - говорит эксперт по ВПК Китая Василий Кашин. - В то время это был вопрос выживания".

J-11B выглядел практически так же, как Су-27, но Китай заявил, что самолет на 90% местного производства, и оборудован более передовой китайской электроникой и радарами. Только двигатель остался российским, заявляли китайцы. Но теперь и двигатель в нем заменили на китайский, утверждают они.

Появление J-11B поставило русских перед сложным выбором: либо и дальше продавать Китаю свои вооружения, рискуя поучить китайские "клоны" российских ноу-хау, либо покинуть этот все еще крайне привлекательный рынок.

Российским ответом стала приостановка переговоров по покупке китайцами истребителя Су-33. Однако скоро переговоры продолжились, и единственное, что сделала Россия - это отказалась продавать китайцам несколько штук Су-33, настаивая на более курпном заказе. Компания "Сухой" пока. кажется, не намерена свроачивать бизнес в Китае. Среди российских экспертов многие уверены, что китайская копия Су-27 по характеристикам хуже оригинала. "сухой" даже надеется продать китайцам Су-35 - модернизированную версию Су-27 - если окажется, что китайский J-11B не так уж хорош. "Мы просто надеемся, что наш самолет будет лучше, - говорит заместитель генерального директора "Сухого" Сергей Сергеев. - Одно дело - сделать копию ложки хорошего качества, и совсем другое - копию самолета".

Однако в частных беседах российские власти обеспокоены тем, что Китай скоро начнет массовое производство и экпорт современных истребителей - без российской помощи. Фотографии двигателей, которые будут использоваться на J11-B и его модифированной версии J15, недавно опубликованные в китайской прессе, являются подтверждением страхов росийских военных экспертов, что китайцы просто скопировали Су-33, купленный у Украины в 2001 году.

На прошлогоднем авиасалоне в Дубаи Китай впервые показал свой учебный самолет L-15. В июне Китай дебютировал на выставке вооружений Eurosatory, которая прошла во Франции, в июле - продемонстрировал за рубежом истребитель JF-17, разработанный совместно с Пакистаном. В сентябре у Китая был один из самых крупных павильонов на выставке вооружений в Кейптауне.

"Они появляются на выставках вооружений, в которых прежде никогда не участвовали, - говорит эксперт по торговле оружием из SIPRI Симон Веземан (Siemon T. Wezeman). - Если 15 лет тому назад у них вообще ничего не было, то сегодня они предлагают сносную технику по разумным ценам".

Продукция Китая вызывает особый интерес у развивающихся стран. Например, они интересуются недорогим истребителем JF-17 с российскими двигателями. Кремль в свое время согласился на реэкспорт этого двигателя в Пакистан, так как Москва не имела там бизнеса по торговле вооружением. Но в прошлом году российские власти пришли в ярость, когда узнали, что бывшая советская республика Азербайджан начала переговоры о приобретении JF-17.

В прошлом же году китайские JF-17 и российские МиГ-29 участовали в тендере в Мьянме, в котором Россия победила, но ей пришлось согласиться на меньшую сумму, чем она рассчитывала получить. В этом году Россия и Китай участвуют в тендере в Египте. Там Китай предложил JF-17 на 10 миллионов долларов дешевле, чем Россия свои Миг-29 стоимостью 30 миллионов долларов.

Это заставило Михаила Погосяна, возглавляющего компанию "Сухой" и компанию, производящую "МиГи", выступить с предложением о том, чтобы Кремль зарпетил поставлять Китаю российские двигатели для JF-17.

Пока российские власти не пошли на это, но возможно, Китай ждет разбирательство относительно права на интеллектуальную собственность. Подтверждением этому служит законодательная инициатива российског оправительства, которое предложило включать в соглашения о поставках оружия иностранным государствам положения о праве на интеллектуальную собственность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка