О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пермских моторостроителей зовут на гражданку

Рыбинский "Сатурн", недавно перешедший под контроль "Оборонпрома", предпринимает новую попытку объединиться с прикамскими предприятиями - Пермским моторным заводом и "Авиадвигателем", также подконтрольными корпорации

Рыбинский "Сатурн", недавно перешедший под контроль "Оборонпрома", предпринимает новую попытку объединиться с прикамскими предприятиями - Пермским моторным заводом и "Авиадвигателем", также подконтрольными корпорации. Рыбинцы предлагают в рамках ООО УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) создать дивизион "Гражданские авиадвигатели", который будет управлять данными предприятиями. Пермяки не видят смысла в объединении, а эксперты говорят, что создание такого дивизиона будет целесообразным лишь в долгосрочной перспективе.

НПО "Сатурн" из Рыбинска выступило с предложением к руководству ОПК "Оборонпром" создать новую бизнес-единицу "Гражданские авиадвигатели" (письмо, подписанное топ-менеджерами ОДК и "Сатурна" есть в распоряжении "Ъ"). В нее предполагается включить НПО "Сатурн" и два пермских АО - Пермский моторный завод (ПМЗ) и "Авиадвигатель". Слияние не будет юридическим - управлять данными компаниями планируется через правление. Его возглавит управляющий директор "Сатурна" Илья Федоров. А генконструктором дивизиона станет управляющий директор "Авиадвигателя" Александр Иноземцев.

По замыслу инициаторов проекта создание "Гражданских авиадвигателей" (ГА) должно дать синергетический эффект при производстве двигателей: по информации подписантов, ПМЗ имеет большой объем заказов, с которыми не успевает в срок справляться, поскольку якобы имеет целый ряд "узких мест" в производстве. С другой стороны, "Сатурн" якобы имеет техническую возможность помочь пермякам с выполнением заказов. "Объединение в одну бизнес-единицу позволит, по нашему мнению, исключить главный негативный фактор, препятствующий кооперации и интеграции, - экономические противоречия между предприятиями в отношении цен на комплектующие и агрегаты", - отмечают авторы письма. Что касается "Авиадвигателя", то его присутствие в ГА позволит объединить международный опыт "Сатурна" по созданию нового двигателя Sam-146 и опыт ОАО "Авиадвигатель" и ПМЗ по созданию ПД-14.

ПМЗ и "Авиадвигатель" контролируются через ОДК корпорацией "Оборонпром". ПМЗ производит двигатели ПС-90А, "Авиадвигатель" занимается разработкой газогенератора для перспективного двигателя ПД-14. Выручка ПМЗ за девять месяцев 2010 года - 10,1 млрд руб., "Авиадвигателя" - 2,1 млрд руб.

НПО "Сатурн" создано на базе "Рыбинских моторов" и конструкторского бюро "Люлька-Сатурн". "Рыбинские моторы" были созданы в 1970-х годах как предприятие - дублер ПМЗ. Сюда из Перми было передано производство двигателей Д-30. Разрабатывает двигатель Sam-146 для Sukhoi Superjet 100. Выручка за девять месяцев 2010 года - 5,3 млрд руб.


Стоит отметить, что в прежние годы "Сатурн", когда компания контролировалась топ-менеджментом во главе с Юрием Ласточкиным, неоднократно предлагал акционерам пермских предприятий объединение. Но всякий раз инициатива не находила понимания у владельцев ПМЗ и "Авиадвигателя". С 2008 года ПМЗ и "Авиадвигатель", а "Сатурн" с 2009 года, оказались под контролем одного акционера - госкорпорации "Оборонпром". Внутри корпорации "Оборонпром" поручил пермскому моторному комплексу кураторство над созданием ПД-14, а рыбинцам - над Sam-146. Инициатива "Сатурна" об объединении - первая после их перехода под контроль "Оборонпрома".

Вчера представитель ОДК заявил "Ъ": "Существуют различные модели специализации производств ОДК, которые проходят корпоративное обсуждение. В настоящее время никаких окончательных решений по организации бизнеса холдинга не принято".

Пермские моторостроители не горят желанием объединяться с "Сатурном". "Это голые лозунги. За ними - желание не делать дело, а управлять финансовыми потоками", - отметил высокопоставленный источник в "Авиадвигателе". Он напомнил, что у "Сатурна" большие обязательства (согласно отчету АО за девять месяцев 2010 года - 17 млрд руб.), в то время как "Авиадвигатель" долгов не имеет. Собеседник в ПМЗ считает, что "Сатурн" не поможет пермскому заводу в производстве ПС-90А. По его мнению, организация сборки ПС-90А в Рыбинске, по сути, означает строительство нового завода: "Единственное, в чем они нам могут помочь, - производство "пэкиджа" для наземной газовой техники. Но сейчас им китайцы заказали 120 двигателей Д-30, смогут ли они нам помочь?".

Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев напомнил, что в рамках ОДК используется проектно­целевой метод управления - через специально созданные дирекции. Так, управляющий директор "Сатурна" Илья Федоров отвечает за создание двигателя пятого поколения, а управляющий директор "Авиадвигателя" Александр Иноземцев - за двигатель ПД-14. "Создавать сейчас дивизионы? Насколько это целесообразно, вопрос неоднозначный, - говорит аналитик. - Сегодня программа ПД-14 на стадии создания демонстраторов, продолжения опытно-конструкторских работ и испытаний. А Sam-146 уже прошел сертификацию, в том числе и международную, и вышел на серийное изготовление. У "Сатурна" есть определенная логика - он может передать создателям ПД-14 опыт сертификации и создания системы послепродажного обслуживания. Но у пермяков опыт как минимум ничуть не меньше: недавно они сами сертифицировали ПС-90А2. А по количеству летающих двигателей пермяки сами кого хочешь научат".

По мнению господина Пантелеева, существующая схема в достаточной степени обеспечивает процесс создания ПД-14: "Sam-146 уже состоялся, а ПД-14 в такой стадии, когда какие-либо изменения в управлении проектом не принесут должного эффекта". В то же время для формирования перспективной линейки гражданских авиадвигателей создание такого дивизиона было бы полностью оправданным, добавил аналитик....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка