О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рецепты национальных хабов

Совершенно очевиден тот факт, что благодаря своим географическим особенностям Россия может играть ключевую роль на мировом рынке грузовых авиаперевозок, что даст значительный доход от транзитных грузовых потоков

Совершенно очевиден тот факт, что благодаря своим географическим особенностям Россия может играть ключевую роль на мировом рынке грузовых авиаперевозок, что даст значительный доход от транзитных грузовых потоков. К сожалению, эти очевидные потенциалы пока не реализованы, хотя в рамках транспортной стратегии РФ до 2030 года, утвержденной правительством РФ, Минтранс России выступил с инициативами по поддержке отечественной отрасли авиационных грузоперевозок. До 2015 года планируется активное развитие наземной инфраструктуры аэропортов, строительство и реконструкция объектов в крупных международных узловых аэропортах. Также очевидно, что для развития данного национального потенциала необходимо делать ставку на объективных лидеров и внедрять новые технологии организации и управления грузопотоками.

Компетенции и потенциалы

Одним из долгосрочных и перспективных направлений по модернизации национальной отрасли авиационной логистики стал проект строительства хабов в Москве и в ключевых региональных центрах страны, находящихся на пересечении маршрутов из Азии в Европу — сегодня на эти направления приходится 40% мирового грузопотока. Мировой и российский авиационный опыт подтверждают, что организация перевозок через узловой аэропорт (хаб) значительно снижает количество рейсов, необходимых для организации связей между всеми конечными пунктами назначения. В результате имеющийся объем коммерческой загрузки перевозится меньшим количеством рейсов, что ведет к повышению эффективности.

На сегодняшний день практически весь транзитный авиагруз следует через московские аэропорты Шереметьево и Домодедово (технические посадки грузовых самолетов для дозаправки в Новосибирске или Красноярске, естественно, транзитом не считаются). Аэропорт Шереметьево обрабатывает около 600 т груза в сутки, в планах — строительство грузового мультимодального комплекса, полностью соответствующего международным стандартам в области обработки грузов. Аэропорт Домодедово обрабатывает немногим менее 400 т груза в сутки, возможности существующего терминала позволяют увеличить объем до 600 т в сутки.

В рамках Московского авиаузла на долю Шереметьево приходится 51% рынка грузоперевозок, Домодедово — 39% и Внуково — 10%. По международным перевозкам картина отличается: у Шереметьево 68%, Домодедово — 31%, Внуково — 1%. Эти цифры объясняются тем, что в настоящее время оба российских перевозчика, обеспечивающих грузооборот на маршрутах между Европой и Азией — "Аэрофлот" и AirBridgeCargo — базируются в Шереметьево. Вместе с тем, нельзя исключать, что AirBridgeCargo будет также наращивать и перевозки через Домодедово.

Перспективы: Шереметьево, Красноярск, Владивосток и далее

Пример взаимодействия аэропорта Шереметьево и ведущей российской грузовой авиакомпания AirBridgeCargo весьма показателен и нагляден, и может рассматриваться в качестве прецедентного.

Так в 2008 году в кооперации с Минтрансом РФ и ООО "Международный аэропорт Шереметьево" группа "Волга-Днепр" приняла решение о создании собственного авиационного хаба в московском аэропорту Шереметьево. Основным перевозчиком в грузовом терминале аэропорта стала авиакомпания AirBridgeCargo, регулярный перевозчик группы компаний "Волга-Днепр".

Если раньше основной грузопоток AirBridge Cargo в России приходился на экспорт и импорт, то после внедрения хабовых операций в 2009 году ведущую роль стал играть трансфер — объем транзитных грузов (если считать в тоннах) в 2-3 раза превышает объем экспорта или импорта. Для России это означает дополнительные доходы и новые рабочие места. Благодаря хабу в Шереметьево компания AirBridgeCargo увеличила коммерческую загрузку на рейсах из Европы, поскольку теперь на каждом рейсе из Европы может брать груз не только на Россию или Китай, но и в любую точку в рамках маршрутной сети авиакомпании.

Однако, Шереметьево - лишь один из возможных удобных хабов. С точки зрения географии очень выгодное положение занимает Красноярск, поскольку он находится на пересечении транссибирских маршрутов из Европы в Юго-Восточную Азию и кросс-полярных маршрутов из Азии в Северную Америку. Новосибирск расположен в этом смысле чуть менее удачно, но это мощный промышленный центр, способный обеспечить дополнительные входящие и исходящие грузопотоки. Для организации воздушно-морских интермодальных перевозок можно было бы использовать и Владивосток с морской доставкой из Юго-Восточной Азии с разлетом по Европе, а также Санкт-Петербург на Балтийском море. Например, сегодня много грузов из Китая доставляется в Дубай морем и далее, в Европу, — воздухом. Такая комбинация позволяет получить существенную выгоду, ведь в итоге перевозка стоит дешевле, чем по воздуху, но осуществляется быстрее, чем по морю.

Новые технологии: welcome!

Одного только географического положения и присутствия на российском грузовом авиарынке игроков международного уровня недостаточно для того, чтобы Россия могла перехватить транзитный грузопоток на Европейско-Азиатских маршрутах. Для выживания на этом высококонкурентном рынке необходимо учитывать мировые тенденции к снижению издержек и упрощению бизнеса, а также внедрять современные стандарты, предлагаемые Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).

Один из важнейших этапов на этом пути — внедрение электронного оформления грузов e-freight, от которого напрямую зависит качество предоставляемых услуг авиакомпаний и аэропортов по отправке и обработке грузов. Электронное оформление грузов позволяет уменьшить количество документов с сегодняшних 35 — до 6-7. В результате продолжительность оформления груза сокращается на сутки. Также снижается риск потери груза или отправки в ошибочном направлении. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), с помощью программы e-freight грузовая авиационная отрасль может экономить от $3,1 млрд до $4,9 млрд ежегодно в зависимости от степени внедрения системы.

IATA планирует внедрить использование системы e-freight на всех основных мировых маршрутах грузоперевозок, в том числе, на маршрутах между Азией и Европой, например, из Гонконга или Шанхая в европейские пункты назначения, что особенно актуально для России. Дополнительным стимулом для перехода на электронный документооборот является требование об обязательной подаче предварительной информации о грузе, которое вступит в силу с 1 января 2011 года в Евросоюзе, США, странах Азии и ряде других государств.

Технологические изменения, связанные с переходом на электронное оформление грузов, в первую очередь касаются авиаперевозчиков и грузоотправителей, но со стороны аэропортов тоже необходима соответствующая оснащенность. Сегодня при участии министерства транспорта РФ обсуждаются пути сокращения времени стоянки воздушных судов в аэропортах с пяти часов до пятнадцати минут, но пока большинство аэропортов не отвечают потребностям грузовых авиакомпаний с точки зрения инфраструктуры, пропускной способности и уровня обслуживания.

Другое важное препятствие на пути к созданию конкурентоспособной грузовой авиаотрасли - несовершенство нормативной базы и таможенного законодательства. В частности, для электронного оформления грузов E-freight необходима ратификация Монреальской конвенции 1999 года (МС99), закладывающей международно-правовую основу для использования E-freight. Что касается таможенного регулирования, то для транзитных авиаперевозок, по мнению экспертов, важно максимально упростить процедуры оформления, в частности, за счет внедрения предварительного таможенного декларирования авиационных грузов и организации обмена информацией в электронном виде. Также важно упростить вопросы прохождения ветеринарного и санитарного контроля для транзитных грузов, прибывающих в страну с тем, чтобы ее покинуть.

Поиск необходимых ответов

Проблемы авиагрузовой отрасли обсуждались в ходе первого грузового форума КаргоФорум 2010, состоявшегося в Москве в ноябре этого года. По итогам обсуждения было предложено создать группу представителей органов исполнительной власти, авиакомпаний и аэропортов для совместных практических действий по внедрению технологий и подготовке персонала. Для успешной работы этой группы потребуются регулярные консультации с представителями IATA и непосредственное участие Федеральной таможенной службы и налоговых органов. Также обсуждалось создание условий для последовательной ратификации Монреальской конвенции 1999 года, без которой применение технологии E-freight в России невозможно (до ее ратификации возможно лишь ограниченное внедрение E-freight).

Активное совершенствование нормативной базы, наряду с успешной работой грузовых авиакомпаний и развитием аэропортовой инфраструктуры, должно приблизить становление России в качестве крупнейшего в мире трансконтинентального авиагрузового хаба, что станет выгодным и для российского авиапрома, и для бюджета, и для экономики страны в целом. Пока же многие грузоперевозчики из Европы и Азии предпочитают осуществлять транзитные перевозки в обход России, выбирая аэропорты соседних стран....
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка