О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Готовы ли авиапассажиры доплатить за полеты в любую погоду?

Оптимистичные итоги работы отрасли авиаперевозок, опубликованные ICAO, остались незамеченными на фоне ситуации в засыпанных снегом аэропортах Великобритании, Франции, Германии, а затем утонули в потоке сообщений о катастрофическом положении в московском авиаузле

Оптимистичные итоги работы мировой отрасли авиаперевозок, опубликованные Международной организацией гражданской авиации /ICAO, объединяет авиакомпании 190 государств/, остались незамеченными на фоне ситуации в засыпанных снегом аэропортах Великобритании, Франции, Германии, а затем попросту утонули в потоке сообщений о катастрофическом положении в московском авиаузле.

По предварительным данным ICAO, в 2010 г авиакомпании перевезли около 2,5 млрд пассажиров, что на 6,3 проц выше по сравнению с провальным уровнем в 2009 г, вызванным глобальным финансовым кризисом. Как отмечает ICAO, существенный рост трафика отражает позитивные экономические перспективы во всем мире, на основе 4-проц роста реального мирового валового внутреннего продукта /по оценке на 2010 г глобальной экономической организации прогнозирования IHS Global Insight/.

Международный пассажиропоток вырос на 8,8 проц, который обеспечил сильный рост в сфере бизнеса и отдыха дальние путешествия, особенно на рынках стран БРИК /Бразилия, Россия, Индия и Китай/, где продолжает расти популярность заграничного туризма. Наибольший рост был зарегистрирован на прогрессирующих молодых рынках: Ближнем Востоке - 21 проц, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 12,9 проц, Латинской Америке - 11,4 проц, Африке - 10 проц.

Рост на рынках Северной Америки и Европы /на каждый из которых приходится примерно треть мирового рынка, как и другой крупный рынок - Азиатско-Тихоокеанский регион/ составил 6,2 проц и 6,7 проц соответственно. Более низкие цифры роста связаны с большими показателями базы сравнения /2009 год/ и поэтому до сих пор представляют значительный рост. Более того, Европа по-прежнему получает преимущества низкобюджетных перевозок /low cost carriers/, отчасти из-за географического расширения Европейского союза.

Кроме того, спрос на воздушные перевозки остался сильным и устойчивым, несмотря на последствия извержения вулкана в Исландии, который частично закрыл европейского воздушное пространство весной, парализовав авиаперевозки. Тогда более 100 тыс рейсов были отменены, в том числе 80 проц на внутреннем европейском рынке, а 9 млн пассажиров пострадали, потеряв время и изменив планы путешествий. Тогда убытки только одной авиакомпании British Airways составили 100 млн фунтов.

На внутренних рынках в 2010 году общий средний рост пассажироперевозок составил 6,9 проц по сравнению с 2009 годом. Небольшие темпы роста на 1,5 проц, 3,6 проц и 4 проц в Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Африке, соответственно, были компенсированы значительным ростом в 15,1 проц в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 15,9 проц в Латинской Америке и 12,2 проц в Европе. В Азиатско-Тихоокеанском регионе значительный рост в 15,1 проц обеспечило увеличение перевозок на 20 проц на внутреннем рынке КНР. В североамериканском внутреннем рынке, по-прежнему крупнейшем в мире, замедление роста перевозок отражает конкуренцию между низкобюджетными и традиционными перевозчиками.

На основании роста более чем на 4 проц мировой экономики в течение следующих 3 лет ICAO прогнозирует, что пассжиропоток во всем мире будет расти на 4,7 проц и 4,9 проц в 2011 и 2012 гг, соответственно. Если учесть, что после рекордного для авиаперевозок 2007 года /перевезено 2,303 млрд авиапассажиров, рост на 8,3 проц к 2006 году/ отрасль переживала спад в течении двух лет /снижение количества перевезенных пассажиров на 0,4 проц в 2008 году и на 0,7 проц в 2009 году/, то темпы роста на 4,7 проц и 4,9 проц в 2011 и 2012 годах позволят отрасли установить новые рекорды по количеству перевезенных авиапассажиров, а аэропортам позволят установить новые рекорды по количеству обслуживаемых пассажиров.

Как отмечает ICAO, цены на нефть, которые в настоящее время превышают 80 долл за баррель, остаются потенциальным препятствием для роста, хотя это может быть частично преодолено покупкой новых и более экономичных самолетов. В частности, два крупнейших мировых производителя самолетов - Boeing и Airbus - поставили в 2010 году более 950 новых самолетов, 40 проц из них направлена на замену самолетов на развитых рынках.

Если вспомнить, что авиакомпании в 2008 году стабильно работали при ценах на нефть на уровне 140 долл за баррель, то с учетом перспективных разработок экономичных самолетов по этому параметру у отрасли авиаперевозок есть большой запас прочности.

Мировой индустрии авиаперевозок в последние время стали угрожать другие факторы. Во-первых, как уже отмечал ПРАЙМ-ТАСС за неделю до коллапса в аэропортах Москвы, на первом месте фактор быстрого роста парка самолетов авиакомпаний, что создает серьезную нагрузку на аэропорты. Интервалы между взлетами и посадками в центральных аэропортах государств составляют 1-2 минуты, диспетчеризация усложняется, и малейший сбой способен привести к коллапсу и трагедии.

К этому добавляется фактор аномальных погодных отклонений. Для европейского и американского авиарынков опасны зимние периоды - затяжные ливневые снегопады, "ледяной дождь", которые напрямую надолго способны блокировать работу авиакомпаний, а также несут в себе и косвенную угрозу стабильной работе аэропортов - сбои в энергоснабжении в результате обрывов линий электропередачи. Летом стабильной работе всех аэропортов угрожает аномальная жара, которая создает большую нагрузку на энергосистему и может привести к сбоям в их энергообеспечении. Что касается РФ, то специалисты МЧС прогнозируют в 2011 году рост количества аварий на коммунальных системах в РФ, в том числе в электроэнергетике. Основные причины - износ оборудования и недостаточность количества аварийных бригад для проведения восстановительных работ, в т.ч. в Московском регионе.

По данным международной ассоциации аэропортов ACI World, в провальном для авиаидустрии 2009 году аэропорты обслужили 4,796 млрд авиапассажиров против 4,882 млрд человек в 2008 году. ACI World позитивно оценивает перспективы отрасли и в ближайшие 20 лет прогнозирует рост пассажиропотока в аэропортах в 2 раза до 10 млрд человек. Прогноз сделан с учетом оценки Airbus, одного из основных мировых авиапроизводителей, который в начале декабря 2010 года объявил, что коммерческий флот самолетов в мире удвоится до 2030 г.

На фоне удвоения пассажиропотока и числа обслуживаемых самолетов быстрый рост нагрузки на аэропорты продолжится. ACI отмечает, что это вызов для воздушных гаваней, которые выступают основой индустрии авиаперевозок. Необходимо развивать инфраструктуру аэропортов, чтобы обеспечить эффективное и качественное обслуживание пассажиров и самолетов.

В 2009 кризисном году капитальные затраты в аэропортах по всему миру было почти на 20 проц ниже, чем запланировано, и составили 34,6 млрд долл. Эти деньги потрачены на модернизацию аэропортов или расширение существующей инфраструктуры аэропортов и не включают в себя новые, построенные с нуля аэропорты, а также не включают капитальные вложения на Ближнем Востоке и в Китае, где значительные объемы капитала инвестируется в основном в новые аэропорты. В 2009 году глобальный финансовый кризис привел к общему пересмотру проектов и ужесточению условий кредитования инвестиционных проектов, в т.ч. в авиаотрасли. В 2010 году сектор авиаперевозок стал восстанавливаться и по оценке ACI World, капитальные расходы аэропортов за 2010 год должны вырасти на 11 проц до 38,5 млрд долл. К 2030 году капрасходы возможно также вырастут в разы, отражая удвоение пассажиропотока в аэропортах и парка самолетов авиакомпаний. Необходимо будет строить новые терминалы, взлетно-посадочные полосы, внедрять новые системы диспетчеризации.

Остается открытым вопрос - насколько вырастут капзатраты для прогнозирования и сглаживания климатических рисков с учетом участившихся аномальных погодных явлений. Во время декабрьских снегопадов аэропорты Германии, Франции, Великобритании оказались не готовы к такому изобилию снега. Тысячи пассажиров были вынуждены по несколько дней спать в аэропортах, стоять по 5-12 часов в очередях. Помимо имиджевых потерь, аэропорты и авиакомпании получили прямые убытки. Декабрьские потери британской компании BAA, управляющей в т.ч. лондонским аэропортом "Хитроу", оцениваются в 62 млн долл. Убытки "Аэрофлота" от декабрьского хаоса в "Шереметьево" оцениваются минимум в 20 млн долл /такие деньги "Аэрофлот" пообещал выплатить пострадавшим пассажирам/.

Даже Еврокомиссия выразила свое возмущение недостаточной оснащенностью техникой в европейских аэропортах. Как заявили в Еврокомиссии, "суть пожеланий к операторам аэропортов заключается в том, что они должны более серьезно подойти к вопросу планирования в данных суровых погодных условиях. Повышение уровня готовности по примеру того, как это делают в Северной Европе, на данном этапе не требует экстраординарных усилий".

Как считает главный редактор отраслевого издания "Авиапорт" Олег Пантелеев, пока не наблюдается серьезного роста аномальных природных явлений. Такое случается раз в 10-20 лет. При этом он отметил, что безусловно в свете роста пассажиропотока и нагрузки на аэропорты, метеорологические риски и финансовые затраты на их сглаживание будут в будущем увеличиваться. В частности, правительство РФ, авиационные власти склоняются к мнению по повышению степени защиты аэропортов от явлений подобных декабрьским. Предложено повысить степень резервирования энергоснабжения аэропортов, чтобы в случае энергетического сбоя, аэропорты имели возможность бесперебойно работать. Что касается пожеланий Еврокомиссии распространить на южные регионы требования по оснащенности снегоуборочной техникой, которые пока действуют для северных аэропортов, то это можно сделать. Но как отметил О.Пантелеев, за подобное в конечном итоге заплатят пассажиры, поскольку это скажется на стоимости авиабилетов. Однозначного ответа на этот вопрос нет - всепогодность авиации растет, но в будущем каждый шаг всепогодности будет обходиться всё дороже и дороже. Нужно понять допустимый уровень таких затрат, оценить возможности и необходимость по повышению всепогодности авиотрасли, считает О.Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка