О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российский доклад по авиакатастрофе под Смоленском расколол польскую элиту

Отказ экипажа уйти на запасной аэродром назван Межгосударственным авиационным комитетом основной причиной катастрофы самолета Ту-154 польского президента Л.Качиньского

Отказ экипажа уйти на запасной аэродром назван Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) основной причиной катастрофы самолета Ту-154 польского президента Леха Качиньского, разбившегося 10 апреля 2010 года под Смоленском. Официальные польские власти с удовлетворением восприняли факт публикации доклада, однако отметили, что расследование необходимо продолжать. В свою очередь родственники погибших называют результаты российского расследования односторонними и даже оскорбительными.

"Глубоко соболезнуя родственникам и перед памятью погибших мы считаем, что должны быть открытыми, и приняли решение опубликовать материалы расследования причин катастрофы", - сказала Татьяна Анодина. Этот шаг она назвала беспрецедентным. По словам руководителя МАКа, ее ведомство еще никогда публично не рассказывало о ходе расследования. С материалами могли знакомиться только специалисты.

Кроме того, Татьяна Анодина отметила тесное сотрудничество с польской стороной. По ее словам, в расследовании постоянно принимали участие 24 польских специалиста.

"С первых дней расследования, которое проводилось технической комиссией МАК, польские эксперты были незамедлительно допущены на место катастрофы, они знакомились со всеми документами комиссии", - отметила Татьяна Анодина.

По словам руководителя МАКа, самое сложное было идентифицировать голоса при расшифровке так называемых "черных ящиков".

Объем материалов составил 60 томов, более 20 тыс. страниц. Там содержатся выводы специалистов, заключения различных экспертов и т.д.

Вместе с тем руководитель МАКа особо обратила внимание, что их специалисты только определяют причину авиационного происшествия, но не устанавливают виновных.

"Для этого есть следственные органы, и все материалы, а также вещдоки будут переданы в Следственный комитет России", - сообщила Татьяна Анодина.

Самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском, когда совершал посадку в условиях густого тумана. Погибли 96 человек- 88 пассажиров и восемь членов экипажа, среди погибших сам президент, его супруга и часть руководства страны. Делегация направлялась для участия в мемориальных мероприятиях в Катынь, где в 1940 году сотрудники НКВД расстреляли польских военнопленных.

Надо сказать, что МАК уже направлял польской стороне материалы предварительного расследования. В ответ был получен ряд замечаний. Однако, как отметили в МАКе, они не носят технического характера.

"По существу представленных замечаний: техническая комиссия отмечает, что они в основном не носят технический характер, а направлены на выяснение ответственности и вины отдельных лиц и сторон, что не входит в сферу технического расследования. Целью технического расследования является выяснение обстоятельств, факторов и причин авиационного происшествия", - сказал принимавший участие в пресс-конференции председатель технической комиссии МАКа Алексей Морозов.

Мнение Польши

Польская сторона по-разному отреагировала на доклад МАКа. Лидер оппозиционной партии Польши "Право и справедливость" Ярослав Качиньский, брат-близнец погибшего президента, раскритиковал его. "Мы видим последствие в виде доклада, который обвиняет польских пилотов и Польшу полностью и односторонне без всяких доказательств, - категорично заявил Качиньский.- Этот доклад- оскорбление для Польши".

Адвокат Рафаль Рогальски, представляющий семьи погибших в авиакатастрофе под Смоленском, в том числе Леха Качиньского, назвал обнародованный доклад МАКа скандальным.

"Семьи хотят знать правду, а не получить однобокую подачу ситуации без принятия во внимание факторов, связанных с ответственностью российской стороны", - заявил адвокат и добавил, что "шокирован этим докладом".

В свою очередь аккредитованный при Межгосударственном авиационном комитете представитель Польши Эдмунд Клих считает, что доклад МАКа в целом правдив, но содержит ошибки.

"Этот доклад является неполным и содержит ошибки. Сказано, что если бы экипаж выполнил команду "горизонт", то они могли бы безопасно уйти (на запасной аэродром), а это неправда. Команда была подана слишком поздно, и шансов уйти уже не было", - сказал Клих в эфире польского телевидения. Он также отметил, что одним из недостатков доклада является то, что в нем не описывается роль диспетчеров.Он заявил, что диспетчеры подавали ложные команды, и не установлено, как это произошло: то ли из-за ошибочных данных, то ли из-за плохой подготовки диспетчера, сажавшего самолет. По его словам, "люди с авиационным образованием не должны были допустить посадки самолета с президентом на борту в таких условиях".

После публикации причин катастрофы премьер-министр Польши Дональд Туск прервал свой отпуск и решил вернуться в Варшаву. Он планирует провести консультации с польской комиссией, расследующей причины катастрофы, а также встретиться с главой МВД Ежи Миллером. Любопытно, что еще утром в среду пресс-секретарь Туска заявлял, что премьер в курсе того, что доклад будет опубликован, но не намерен из-за этого отказываться от запланированного отдыха.

Между тем глава польского МВД Ежи Миллер удовлетворен публикацией доклада. "Необходимо радоваться тому, что этот доклад есть. Это переход к следующему этапу- выяснению обстоятельств, приведших к трагедии", - сказал Миллер. По его словам, замечания Польши в России поделили на две категории - технические и другие". "Все замечания были учтены, но не все опубликованы в докладе", - отметил он.

По его словам, польская комиссия продолжает работу. Он призвал всех проявить терпение и пояснил, что пока неизвестно, когда закончит работу польская комиссия, которая пишет свой доклад по катастрофе. "Обе стороны не вполне были приготовлены к этому рейсу. Посадка самолета Як-40, приземлившегося ранее, могла закончиться совсем иначе", - резюмировал он.

Плохая подготовка

Согласно выводом экспертов МАКа, самолет Леха Качиньского перед вылетом из Варшавы находился в исправном состоянии, отказов двигателей и его систем в полете не было. Также нет никаких данных, говорящих о пожаре, взрыве или других разрушениях самолета в воздухе до столкновения с препятствиями.

"Состояния и технического уровня радиотехнического, светосигнального и метеооборудования, наземных средств объективного контроля, а также действия группы руководства полетами, указанные в проанализированном отчете, по мнению технической комиссии и независимых международных экспертов, не явились причиной катастрофы", - сообщила Татьяна Анодина.

Из вышесказанного можно сделать только один вывод: вся вина за случившееся возлагается на экипаж.

Вместе с тем были названы сопутствующие причины катастрофы. Так, например, вызывает претензии подготовка членов экипажа. По данным МАКа, командир польского лайнера № 1 не имел достаточного опыта посадки самолета в ограниченных условиях. А в тот момент в аэропорту Смоленска был густой туман. Более того, штурман налетал на Ту-154 всего 26 часов, а до этого он был вторым пилотом на самолетах Як-40. Кроме того, у членов комиссии нет данных, насколько хорошо пилоты владели русским языком. Дело в том, что аэропорт Северный, где садился президентский самолет, не обладает статусом международного, поэтому переговоры с наземными службами ведутся на русском языке.

Впрочем, специалисты МАКа пришли к выводу, что командир экипажа понимал русский язык и все указания с земли.

Психологическое давление

Кроме того, привлекавшиеся к расследованию катастрофы психологи сделали однозначное заключение, что экипаж находился под психологическим давлением. Все время, что самолет находился в российском воздушном пространстве, в кабине находился главком польских ВВС Анджей Бласик. Его голос постоянно слышен во время переговоров между членами экипажа. Кроме того, проведенная впоследствии медицинская экспертиза показала в его крови наличие алкоголя. Его содержание составляло около 0,6 промилле. Кстати, в крови пилотов алкоголя обнаружено не было.

О том, что экипаж испытывал определенное давление, свидетельствуют отдельные фразы. Так, командир экипажа произнес: "Если мы здесь не сядем, он будет ко мне приставать". При обсуждении членами экипажа места посадки и возможности ухода на другой аэродром следует замечание штурмана: "Он взбесится". Можно лишь предполагать, что летчики говорили о президенте.

По мнению специалистов МАКа, именно этот фактор во многом повлиял на решение экипажа садиться в Северном, несмотря на густой туман.

Последние минуты

Специалисты МАКа смогли восстановить весь полет президентского самолета с того момента, как он вошел в российское воздушное пространство. Был даже продемонстрирован фильм, реконструирующий полет с переговорами пилотов и диспетчеров.

Так, руководитель полетов аэропорта Северный предупредил экипаж о тумане и, заинтересовавшись наличием топлива на борту (согласно докладу командира, его было 12 тонн), предложил совершить посадку в Минске или Витебске.

О сложных погодных условиях их предупреждали также летчики польского Як-40, совершившие посадку незадолго до президентского лайнера.

Пилоты Як-40 весьма эмоционально предупреждали о плохой видимости, даже сообщили, что российский Ил-76 ушел на запасной аэродром. Причем, по словам Алексея Морозова, пилотировал российский лайнер летчик, долгое время прослуживший в Северном и хорошо знавший этот аэродром.

Тем не менее экипаж президентского самолета решил совершить посадку. Вначале они сделали пробный круг над аэродромом на высоте 500 м. Затем продолжили снижение. С земли им разрешили снизиться до высоты принятия решения, то есть 100 м, и предупредили о возможности ухода на второй круг. При этом диспетчер поинтересовался, есть ли у экипажа опыт посадки на военный аэродром и, получив утвердительный ответ, сообщил о расположении наземных сигнальных огней. Кроме того, руководитель полетов дал команду "посадка дополнительно".

"В зависимости от сложившейся ситуации, например, занятости взлетно-посадочной полосы или ухудшения метеоусловий, руководитель полетов информирует об этом экипаж и сообщает: "посадка дополнительно". Данная фраза означает, что посадка не разрешена", - прокомментировал Морозов фразы, прозвучавшие в фильме. Он пояснил, что фраза "посадка дополнительно" означает, что разрешение на посадку должно быть запрошено экипажем еще раз. По его словам, экипаж самостоятельно принимает решение о посадке под свою ответственность, но только не ниже определенной высоты.

Диспетчер может разрешить посадку, однако данное разрешение будет означать только то, что воздушное пространство впереди и взлетно-посадочная полоса свободны. До пролета высоты принятия решения и далее никаких докладов от экипажа не поступало.

Судя по всему, пилот президентского самолета до самого последнего момента не решался сажать самолет. По всей видимости, именно поэтому снижение он начал с опозданием. По глиссаде (траектория самолета при заходе на посадку) самолет шел с углом свыше 3 градусов, при положенных немногим более двух. Его вертикальная скорость была более 8 м/сек, что в два раза больше расчетной.

Датчики высоты

На записях "черных ящиков" слышно, как неистово орет система предупреждения о столкновении с землей.

"На неоднократное срабатывание сигнализации системы раннего предупреждения приближения земли "тяни вверх" (PULL UP) экипаж не реагировал", - прокомментировал Алексей Морозов. Кстати, по его словам, датчики указания высоты на лайнере работали некорректно. Так, был переустановлен биометрический датчик. Он определяет высоту лайнера исходя из атмосферного давления. По непонятным причинам он был установлен в положение, соответствующее 760 мм ртутного столба, между тем атмосферное давление в Северном составляло 745 мм ртутного столба.

"Перестановка давления была после первого срабатывания системы предупреждения о столкновении с землей. Определить точно, кто это сделал и с какой целью, не представляется возможным. Технически это мог сделать либо капитан воздушного судна, либо штурман", - сказал Алексей Морозов.

Политические моменты

Комментируя доклад МАКа по катастрофе под Смоленском, эксперт по безопасности полетов, редактор журнала Flight International Дэвид Лермонт в эксклюзивном интервью телеканалу RT заявил, что польское правительство хочет доказать, что случившееся было не только виной польских летчиков. "Я думаю, что правительство Польши хочет доказать, что случившееся было не только виной польских летчиков, и Россия тоже в чем-то виновата", - заявил он.

"Не думаю, что это как-то основано на фактах, это все политические моменты, - подчеркнул эксперт.- Я думаю, что реакция поляков на отчет россиян будет, несомненно, "замутнена" эмоциями, которые вызывает у польского народа это событие".

Вместе с тем Дэвид Лермонт отметил, что президент Польши не прав, заявляя о том, что диспетчер должен был запретить посадку пилоту. "Диспетчер не может запретить пилоту тот или иной маневр, - рассказал он.- Они могут только что-то рекомендовать, но запрещать не могут". "Поэтому президент Польши не прав, заявляя о том, что диспетчер должен был запретить посадку пилоту, - сказал специалист.- У диспетчера не было такого права - запрещать пилоту пытаться посадить самолет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка