О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Посадка во что бы то ни стало

Вчера Межгосударственный авиационный комитет обнародовал отчет о расследовании причин апрельской катастрофы Ту-154, унесшей жизни значительной части польской политэлиты, в том числе главы республики Л.Качиньского

Вчера Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал отчет о расследовании причин апрельской катастрофы Ту-154, унесшей жизни значительной части польской политэлиты, в том числе главы республики Леха Качиньского. Вывод экспертов - непосредственно к трагедии привело решение экипажа не уходить на запасной аэродром. Не исключено, что на летчиков оказывали давление высокопоставленные пассажиры, требуя "посадки в любых условиях".

Председатель МАКа Татьяна Анодина, представлявшая журналистам доклад комитета, системными причинами катастрофы польского борта назвала изъяны в обеспечении полета и подготовке экипажа. "Имели место существенные недостатки в части подготовки формирования экипажа, контроля готовности к полету и выбора запасных аэродромов", - заявила Анодина.

В дополнение, как было заявлено на пресс-конференции, "вылет был произведен без наличия у экипажа фактической и прогнозируемой погоды в аэропорту назначения и актуализированной аэронавигационной информации".

При этом расследование установило, что эксцессы технического свойства к катастрофе привести не могли. "Самолет перед вылетом из Варшавы был исправен, отказов самолета, двигателей и его систем в полете не было. Пожара, взрыва и разрушений самолета в воздухе до столкновения с препятствиями не было", - отметила глава МАКа.

Причинами катастрофы, по мнению специалистов МАКа и независимых международных экспертов, не могли стать ни недостатки инфраструктуры аэродрома "Смоленск-Северный", на который пытался приземлиться самолет Качиньского, ни техническое состояние радиотехнического, светосигнального и метеооборудования, наземных средств объективного контроля, ни действия группы руководства полетами.

Напротив, наземные службы предприняли максимум усилий для того, чтобы предотвратить трагедию. По словам Анодиной, "в ходе полета экипаж самолета Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, установленный минимум от органов управления воздушным движением Белоруссии и аэродрома "Смоленск-Северный", а также экипажа польского самолета Як-40, который ранее произвел посадку на аэродроме "Смоленск".

"Несмотря на это, экипаж самолета Ту-154 решения об уходе на запасной аэродром не принял. Данный факт можно считать началом возникновения особой ситуации в полете", - констатировала председатель комитета.

По мнению экспертов, летчиков могли принудить к посадке в "условиях неоправданного риска" посторонние, находившиеся в кабине пилотов, а именно главком ВВС и начальник протокола польского президента. "По заключению летных экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, присутствие главнокомандующего ВВС Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало", - сказала Анодина.

Между тем действия командующего ВВС и начальника протокола нарушали так называемый принцип чистой кабины. Как разъяснила председатель МАКа, "разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов для государств, в том числе целесообразности введения на уровне национальных законодательств запретов нахождения в кабине экипажа в полете лиц, не включенных в задание на полет, и ответственности за нарушение этого положения".

То, что главный польский летчик находился в состоянии, затрудняющем принятие адекватных решений, говорит такая деталь из доклада МАКа: "По результатам судебно-медицинской экспертизы в крови главнокомандующего ВВС обнаружен этиловый алкоголь концентрации 0,6 промилле".

Кстати, за два года до своей гибели Лех Качиньский сам пытался повлиять на решения экипажа своего самолета. 12 августа 2008 года он заставлял командира лайнера совершить посадку в сложных метеоусловиях в аэропорту Тбилиси, но экипаж не поддался давлению и приземлился, как и было запланировано, в азербайджанской Гяндже. Тогда Качиньского также сопровождали важные персоны - президенты Литвы, Украины, Эстонии и премьер-министр Латвии.

Несмотря на особенности поведения своего лидера, польское общество очень болезненно восприняло смоленскую катастрофу. Отдельные политики дошли до того, что обвинили Москву в запланированном убийстве и даже в том, что Качиньский летал на самолете российской сборки.

Однако со временем страсти улеглись, отношения двух стран вошли в спокойное русло, и основной этап работы МАКа прошел в режиме диалога с Варшавой. На вчерашней пресс-конференции Татьяна Анодина подчеркнула, что в расследовании причин авиакатастрофы непосредственное участие принимали польские эксперты. Во-первых, они "были незамедлительно допущены на место авиационного происшествия, им были обеспечены все необходимые условия для постоянной работы в МАКе в период всего расследования". Во-вторых, заявила председатель комитета, "в процессе расследования и до его завершения, чему нет примеров в мировой практике, польской стороне через уполномоченного представителя было передано 60 томов документации, 370 наименований и более 20 тысяч страниц". Более того, вскрытие речевых самописцев "было произведено в присутствии польского военного прокурора. Самая трудоемкая работа технической комиссии по идентификации голосов проводилась именно польскими специалистами, лично знавшими членов экипажа".

Напомним, что самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Выводы МАКа теперь однозначно свидетельствуют о том, что к такой ужасной трагедии привела сумма человеческих факторов, в результате которых экипаж неадекватно отнесся к сложным метеоусловиям, сложившимся в тот роковой день под Смоленском....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка