О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На диспетчеров перекладывают давление

Польская комиссия: российские диспетчеры в Смоленске действовали под давлением

Российские диспетчеры в Смоленске действовали под давлением, сильно нервничали и совершили много ошибок, утверждает польская правительственная комиссия, представившая собственный доклад о расследовании катастрофы президентского Ту-154. Российские эксперты называют польскую трактовку "извращенной", а МАК готовится опубликовать полную расшифровку переговоров диспетчеров.

Во вторник польская правительственная комиссия по расследованию катастрофы Ту-154 под Смоленском обнародовала доклад, где изложила собственную версию обстоятельств трагедии 10 апреля 2010 года. "Все, что мы продемонстрируем сегодня, уже содержится в наших замечаниях к докладу Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Мы представляем доказательства, подтверждающие справедливость наших замечаний", — заявил глава комиссии, министр внутренних дел Польши Ежи Миллер. Доклад польской стороны, как и опубликованный ранее отчет МАК, сопровождался видеореконструкцией с использованием фрагментов переговоров российских диспетчеров.

Польская правительственная комиссия пришла к выводу, что диспетчеры аэродрома Смоленск-Северный не проинформировали экипаж Ту-154 о том, что самолет отклонился от курса, не дали полной информации о плохих погодных условиях и не сообщили о запасных аэродромах.

В ходе пресс-конференции, которую транслировал телеканал TVN24, комиссия продемонстрировала кадры приземления Як-40 — он сел на аэродроме за час до катастрофы. При этом в комментарии, которым сопровождается презентация, указано, что диспетчер не давал разрешения на посадку. В польской записи слышно только, что, когда пилоту удается посадить самолет, диспетчер говорит: "Молодец". Российский же эксперт, близкий к расследованию, после просмотра презентации заявил РИА "Новости", что польская сторона "извратила" происходящее: в 09.08.57 руководитель полетов говорит пилоту Як-40: "Разрешил".

По мнению правительственной комиссии по главе с Миллером, после внезапного ухудшения погодных условий в районе аэродрома обстановка в диспетчерской башне "стала более нервной": "Диспетчеры перешли на непарламентские выражения".

Замруководителя комиссии Мирослав Гроховский заявил, что на диспетчеров, "предположительно, оказывалось давление", но не уточнил, с чьей стороны.

Участники пресс-конференции включили запись переговоров диспетчера Смоленска-Северного с руководителем зоны полетов. Еще до захода на посадку президентского Ту-154 диспетчер позвонил в Москву и сообщил, что в районе аэродрома резко ухудшилась видимость. "Тут Смоленск закрыло, туман. Видимость 500 метров, сейчас даже меньше, 300", — говорит диспетчер и предполагает, что польский борт номер один придется отправить на запасной аэродром. Собеседник из Москвы говорит, что запасной аэродром во Внуково, так как "остальные за границей". Напомним, позже на вопрос диспетчера "Какой у вас запасной аэродром?" экипаж Ту-154 ответил: "Витебск, Минск".

Ссылаясь на переговоры с Москвой, члены польской комиссии пришли к выводу, что диспетчер задолго до приземления Ту-154 знал о сложной погодной ситуации, но не проинформировал о ней КВС (командира воздушного судна) Аркадиуша Протасюка и "не оказал поддержки экипажу во время подхода на посадку в трудных погодных условиях". О том, что летчики оказались предоставлены сами себе, комиссия говорит, ссылаясь на переговоры внутри диспетчерской кабины: на записи слышны фразы "Приготовь его на второй круг и все", "Он сам принял решение, пусть сам дальше".

Кроме того, польские чиновники возмущены тем, что диспетчер не сообщил командиру, что самолет отклонился от курса. Ранее специалисты МАК утверждали, что отклонение Ту-154 от глиссады (положенной траектории снижения) было в пределах допустимой погрешности.

Заявив об ошибках диспетчеров, глава МВД Польши добавил, что целью доклада было "не найти виновных, а избежать подобных ситуаций в будущем". В МАК уже заявили, что готовы выложить полную транскрипцию переговоров диспетчеров.

"Принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами", — сказал "Интерфаксу" председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов. Он сообщил, что будут опубликованы записи открытого магнитофона, записи телефонных разговоров и записи радиопереговоров диспетчеров.

Напомним, ранее МАК опубликовал собственный отчет о расследовании обстоятельств катастрофы под Смоленском, в котором пришел к выводу, что пилоты Ту-154 приняли решение о посадке вопреки сложным погодным условиям, под давлением посторонних, которые находились в кабине самолета. Во вторник российское правительство назвало результаты расследования МАК "окончательными"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка