О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Персона грата": Олег Пантелеев

"Нужно признать, что стопроцентной защиты всех мест массового скопления людей именно с точки зрения оснащения их металлодетекторами и рамками, собаками, натренированными на поиск взрывчатки - такого решения нет"

Террористический акт в столичном аэропорту "Домодедово" - это трагедия, это потерянные жизни, это пострадавшие граждане. Это шок. И одновременно, как это ни печально, мы должны сами себе признаться, что подобные теракты уже стали неотъемлемой привычной составляющей нашей повседневной жизни. И столь же привычно для нас, что по горячим следам подобных чрезвычайных ситуаций власти принимают кадровые решения, выделяют дополнительные средства из бюджета, ужесточают режим проверок. А потом все опять входит в привычную и спокойную калию - до следующей трагедии.

Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев - желанная персона в прямом эфире "Радио России".

По вашим оценкам, почему такое оказалось возможным? Наверное, это самый главный вопрос.

Олег Пантелеев: Не просто на него ответить. Первый момент, который нужно прояснить - мы говорим о том, что произошел террористический акт, нанесен удар по скоплению людей. И с этой точки зрения давайте для себя найдем ответ на вопрос: чем аэропорт в его "нестерильной" ("грязной") зоне отличается о любого другого общественного места - от торгового центра, кинотеатра, железнодорожного вокзала, станции метро? По идее, после трагических событий 2004 года были введены более жесткие меры безопасности применительно к объектам транспорта, и поэтому первый кордон защиты был вынесен уже на вход в сам аэровокзал. То есть, входя в терминал, мы все привыкли видеть рамки металлодетекторов и интраскопы - приборы, с помощью которых проверяются содержимое чемоданов.

Я помню, что многих это раздражало.

Олег Пантелеев: Как минимум раздражало. Потому что, если с необходимой тщательностью проводить этот досмотр, то возникающие очереди, даже в относительно спокойные дни, будут примерно на 30-40 минут. Хорошо, если хвост очереди не будет выходить на улицу, где 15-градусный мороз. Но мы знаем, что случается и такое, что придется сначала подождать померзнуть на улице.

И, опять же - кто путешествует без багажа, кто знает, что надо заранее вынуть из карманов мобильные телефоны, ключи и т.д. - тот быстро проходит через рамку и "не звенит". Тот кто путешествует нечасто, с детьми - у тех растерянность. И вся очередь негодует. При этом, мы знаем, что существует подход, который используется, например, в Великобритании, в США - там технические возможности для того, чтобы жестко что-то проверять и контролировать безусловно есть. Но до тех пор, пока спецслужбы не дают сигнал повышенной террористической угрозы, все это скрыто от потребителя. Люди спокойно проходят в аэропорты, проходят необходимый контроль и улетают. Как только спецслужбы дают команду "внимание, опасность", вводятся повышенные меры обеспечения безопасности. Могут уже быть и очереди, но есть четкое предупреждение спецслужб - "сейчас нужно быть бдительным вдвойне".

И этот сигнал доходит не только до тех, кто проверяет, но и до тех, кого проверяют.

Олег Пантелеев: Безусловно - люди это видят. Конечно же, оптимальный вариант, когда об этом все-таки сообщается и по телевидению и по радио. И люди понимают, что сегодня, например, чтобы улететь, мне нужно уехать на полчаса, на час раньше.

То есть надо потерпеть ради того, чтобы выжить.

Олег Пантелеев: Точно. Но еще раз повторюсь - когда нет оранжевого или красного уровня угрозы, безусловно, стопроцентный досмотр - это излишняя предосторожность.

Но это означает, что нам надо вводить эти уровни угроз.

Олег Пантелеев: Я не говорю о том, что нам нужно это делать, но существует международный опыт, который, с моей точки зрения, кажется достойным того, чтобы его внимательно изучить и, адаптировав, принять в каком-то варианте у себя.

Самое ужасное, если такое стало возможным на режимном объекте - а аэропорт, наверно, все-таки выпадает из общего ряда подобных объектов массового скопления людей - там есть специальный службы, там есть собственная служба безопасности. Вы упомянули торговые центры, в которых есть, конечно, служба безопасности, но мы представляем уровень этих людей. Как быть с другими видами транспорта? Трамвай, троллейбус, автобус - они ведь вообще не защищены.

Олег Пантелеев: К сожалению, нужно признать, что стопроцентной защиты всех мест массового скопления людей именно с точки зрения оснащения их металлодетекторами и рамками, собаками, натренированными на поиск взрывчатки - такого решения нет. Равно как и одеть на каждого гражданина страны бронежилет и каску - это тоже не выход. Буквально библейский пример - мы помним, что царь Ирод, ища того самого младенца, повелел убить всех мальчиков - но решение проблемы, это 30 монет серебром. Сейчас мы об этом знаем. Царь Ирод тогда это не знал. Агентурная работа, работа спецслужб - это одно направление. Ну и в конце концов у нас в обществе сейчас уже укоренилось представление о том, что террористическая угроза исходит с Северного Кавказа - значит, нужно создавать там рабочие места, приводить в порядок экономику, приносить мир на эту многострадальную землю, чтобы ни у кого там не возникало мысли о том, чтобы брать в руки оружие. Но это, конечно же, не относится к проблеме обеспечения безопасности конкретного аэропорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Радио России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка