Опубликовано: 27.01.2011, 18:08
 

Эксперты называют теракт в Домодедово "странным"


[image]

После теракта, произошедшего в аэропорту "Домодедово" и унесшего жизни 35 человек 24 января, по указанию президента РФ на всех транспортных объектах столицы усилены меры безопасности. В местах массового скопления людей дежурят патрули милиции общественной безопасности. Увеличен состав милиционеров, работающих в московском метро. Как сообщает аэропорт "Домодедово", в связи с усилением мер безопасности и введением стопроцентного досмотра на всех входных группах для всех прибывающих в аэровокзальный комплекс, прохождение контроля на входе может занять до 30 мин.

Перед вылетом на Всемирный экономический форум президент России Дмитрий Медведев на специальном совещании заявил, что ситуация с обеспечением безопасности на транспорте остается неудовлетворительной, и потребовал от участников совещания "предпринять все от нас зависящее, чтобы обеспечить безопасность". Транспортная милиция, по его оценке, занимает пассивную позицию в деле обеспечения безопасности граждан. "После терактов в ряде случаев были включены рамки, они работали и всех через них прогоняли, потом бросили это делать, и ходить можно было как угодно", - напомнил он.

Как отмечают эксперты, трагедия в "Домодедово" показала, что нет четкого разграничения полномочий между сотрудниками службы безопасности самого аэропорта и транспортной милицией. "Во всем мире - есть, а у нас - нет", - сказал сегодня журналистам член Совета Федерации, президент Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб Асламбек Аслаханов. Напомним, что руководство аэропорта "Домодедово", заявило, что не считает, что должно нести ответственность за произошедшее. Все необходимые меры авиабезопасности были приняты, заявила журналистам пресс-секретарь аэропорта Домодедово Елена Галанова.

"Аэропорт считает, что не должен нести ответственность за террористический акт, так как в аэропорту были соблюдены все нормы авиационной безопасности", - сказала она, отметив, что на входе в аэропорт и ранее осуществлялся "точечный и выборочный досмотр подозрительных людей сотрудниками милиции". В "Домодедово" не было уменьшено число сотрудников службы безопасности. "Количество охраны не снижалось и не планирует снижаться, штат службы безопасности полностью укомплектован", - подчеркнула Е.Галанова.

Президент России, в свою очередь, полагает, что деятельность аэропорта в области обеспечения безопасности подлежит проверке генпрокуратуры. "То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности. И за это должны ответить все, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта", - сказал Д.Медведев.

В целом, и эксперты полагают, что усилением собственной безопасности "Домодедово" должно заниматься собственноручно. "Это же финансовая машина, которая делает деньги, - сказал А.Аслаханов. - Почему государство должно выделять им деньги на безопасность?"

В целом, споры о том, кто за что отвечает, решаемы. По крайней мере, вице-премьер РФ Сергей Иванов предлагает создать единый орган власти по обеспечению безопасности на транспорте. Об этом он заявил сегодня, открывая совещание по вопросу выработки предложений по усилению транспортной безопасности и защите объектов инфраструктуры.

По словам вице-премьера, сейчас "у семи нянек дитя без глаза". Зачастую, отметил он, совместный контроль за безопасностью на транспорте приводит к тому, что никто ни за что не отвечает.

Дело не только в отсутствии четких зон ответственности у разного рода служб. Эксперты считают, что эффективной системы безопасности в стране нет. "Систему нельзя создать "на завтра", это длительный и затратный процесс", - сказал сегодня криминолог, доктор юридических наук, профессор Юрий Голик. И начинать надо с наименее затратной, но наиболее сложной части этой работы - с воспитания людей. Как отметил в эфире информационного телеканала "Россия 24" заместитель министра транспорта России Андрей Недосеков, помимо увеличения количества рамок на входе в аэровокзалы, будет увеличиваться количество сотрудников служб авиационной безопасности и милиции. Кроме того, считает заместитель министра, для повышения мер безопасности необходимо воспитать профессионалов. "Даже если мы обучим человека, нужен определенный период, когда он наберется опыта, который ему позволит перейти от книжки к жизни", - заметил А.Недосеков, добавив, что в США, Израиле усиленные меры безопасности - "это уже традиция".

Что касается зарубежного опыта, который мог бы стать полезным для России в сфере борьбы с терроризмом, то А.Аслаханов полагает, что опыт таких стран, как Израиль и Монако, нам в пример ставить неразумно. "В России куда выше численность населения, и это нужно учитывать", - сказал он. В США же "более мощная система получения и обработки информации, мощнейшее техническое оснащение, более широкими полномочиями наделены сотрудники спецслужб, и в результате, лучшие возможности по раскрытию терактов". "Необходимо добавить специфику и разность в том числе и географическо-политического толка, - продолжает главный аналитик Национального антитеррористического фонда России, полковник КГБ в отставке Олег Нечипоренко. - Надо учитывать наличие на территории РФ театра военных действий, в то время как США имеют преимущества, ведь опасной для этой страны является граница с Мексикой".

Как отмечает Ю.Голик, мы уже совершенствуем законодательную базу, внося изменения в уголовные и административные нормы, проводим организационно-технические мероприятия. "Мы должны выйти на новую идеологию борьбы с террором, основанную на координации усилий многих структур", - заключает эксперт.

Вообще, Россия имеет дело с "новым лицом" терроризма. Ответственности за совершенный теракт никто не взял, а требований не выдвигается… "Я не понимаю ни этого теракта, ни предыдущих, совершенных в марте прошлого года в метро", - разводит руками А.Аслаханов. По мнению Ю.Голика, если 10 лет назад террористы пытались запугать население, то сейчас речь идет о попытке дестабилизации общества и подрыва веры в эффективности власти. "Странный акт", - такую оценку дал событиям в "Домодедово" эксперт.

"В 90-ые годы начался процесс диффузии между "корыстным криминалом" и терроризмом, - поясняет О. Нечипоренко.- Классический терроризм стал заимствовать ряд вещей у преступности - не предупреждать о готовящемся теракте и не брать на себя ответственность. Именно в 90-ые появились первые акции без выдвижения требований".

Модель меняется, и теракты совершаются "анонимно". "Эффективность такой акции увеличивается, ведь тогда появляется страх, что враг - везде, - говорит О. Нечипоренко. - Кроме того, в такой ситуации затруднительно вести расследование, что дает потерю темпа на первой стадии".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 января 2011 года | Дайджест публикаций за 27 января 2011 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Авиакомпания "Татарстан", Аслаханов Асламбек, Галанова Елена, Недосеков Андрей (в процессе тестирования)