ПРАЙМ
27 января 2011, 18:08
Эксперты называют теракт в Домодедово "странным"
После теракта, произошедшего в аэропорту "Домодедово" и унесшего жизни 35 человек 24 января, по указанию президента РФ на всех транспортных объектах столицы усилены меры безопасности
Перед вылетом на Всемирный экономический форум президент России Дмитрий Медведев на специальном совещании заявил, что ситуация с обеспечением безопасности на транспорте остается неудовлетворительной, и потребовал от участников совещания "предпринять все от нас зависящее, чтобы обеспечить безопасность". Транспортная милиция, по его оценке, занимает пассивную позицию в деле обеспечения безопасности граждан. "После терактов в ряде случаев были включены рамки, они работали и всех через них прогоняли, потом бросили это делать, и ходить можно было как угодно", - напомнил он.
Как отмечают эксперты, трагедия в "Домодедово" показала, что нет четкого разграничения полномочий между сотрудниками службы безопасности самого аэропорта и транспортной милицией. "Во всем мире - есть, а у нас - нет", - сказал сегодня журналистам член Совета Федерации, президент Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб Асламбек Аслаханов. Напомним, что руководство аэропорта "Домодедово", заявило, что не считает, что должно нести ответственность за произошедшее. Все необходимые меры авиабезопасности были приняты, заявила журналистам пресс-секретарь аэропорта Домодедово Елена Галанова.
"Аэропорт считает, что не должен нести ответственность за террористический акт, так как в аэропорту были соблюдены все нормы авиационной безопасности", - сказала она, отметив, что на входе в аэропорт и ранее осуществлялся "точечный и выборочный досмотр подозрительных людей сотрудниками милиции". В "Домодедово" не было уменьшено число сотрудников службы безопасности. "Количество охраны не снижалось и не планирует снижаться, штат службы безопасности полностью укомплектован", - подчеркнула Е.Галанова.
Президент России, в свою очередь, полагает, что деятельность аэропорта в области обеспечения безопасности подлежит проверке генпрокуратуры. "То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности. И за это должны ответить все, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта", - сказал Д.Медведев.
В целом, и эксперты полагают, что усилением собственной безопасности "Домодедово" должно заниматься собственноручно. "Это же финансовая машина, которая делает деньги, - сказал А.Аслаханов. - Почему государство должно выделять им деньги на безопасность?"
В целом, споры о том, кто за что отвечает, решаемы. По крайней мере, вице-премьер РФ Сергей Иванов предлагает создать единый орган власти по обеспечению безопасности на транспорте. Об этом он заявил сегодня, открывая совещание по вопросу выработки предложений по усилению транспортной безопасности и защите объектов инфраструктуры.
По словам вице-премьера, сейчас "у семи нянек дитя без глаза". Зачастую, отметил он, совместный контроль за безопасностью на транспорте приводит к тому, что никто ни за что не отвечает.
Дело не только в отсутствии четких зон ответственности у разного рода служб. Эксперты считают, что эффективной системы безопасности в стране нет. "Систему нельзя создать "на завтра", это длительный и затратный процесс", - сказал сегодня криминолог, доктор юридических наук, профессор Юрий Голик. И начинать надо с наименее затратной, но наиболее сложной части этой работы - с воспитания людей. Как отметил в эфире информационного телеканала "Россия 24" заместитель министра транспорта России Андрей Недосеков, помимо увеличения количества рамок на входе в аэровокзалы, будет увеличиваться количество сотрудников служб авиационной безопасности и милиции. Кроме того, считает заместитель министра, для повышения мер безопасности необходимо воспитать профессионалов. "Даже если мы обучим человека, нужен определенный период, когда он наберется опыта, который ему позволит перейти от книжки к жизни", - заметил А.Недосеков, добавив, что в США, Израиле усиленные меры безопасности - "это уже традиция".
Что касается зарубежного опыта, который мог бы стать полезным для России в сфере борьбы с терроризмом, то А.Аслаханов полагает, что опыт таких стран, как Израиль и Монако, нам в пример ставить неразумно. "В России куда выше численность населения, и это нужно учитывать", - сказал он. В США же "более мощная система получения и обработки информации, мощнейшее техническое оснащение, более широкими полномочиями наделены сотрудники спецслужб, и в результате, лучшие возможности по раскрытию терактов". "Необходимо добавить специфику и разность в том числе и географическо-политического толка, - продолжает главный аналитик Национального антитеррористического фонда России, полковник КГБ в отставке Олег Нечипоренко. - Надо учитывать наличие на территории РФ театра военных действий, в то время как США имеют преимущества, ведь опасной для этой страны является граница с Мексикой".
Как отмечает Ю.Голик, мы уже совершенствуем законодательную базу, внося изменения в уголовные и административные нормы, проводим организационно-технические мероприятия. "Мы должны выйти на новую идеологию борьбы с террором, основанную на координации усилий многих структур", - заключает эксперт.
Вообще, Россия имеет дело с "новым лицом" терроризма. Ответственности за совершенный теракт никто не взял, а требований не выдвигается… "Я не понимаю ни этого теракта, ни предыдущих, совершенных в марте прошлого года в метро", - разводит руками А.Аслаханов. По мнению Ю.Голика, если 10 лет назад террористы пытались запугать население, то сейчас речь идет о попытке дестабилизации общества и подрыва веры в эффективности власти. "Странный акт", - такую оценку дал событиям в "Домодедово" эксперт.
"В 90-ые годы начался процесс диффузии между "корыстным криминалом" и терроризмом, - поясняет О. Нечипоренко.- Классический терроризм стал заимствовать ряд вещей у преступности - не предупреждать о готовящемся теракте и не брать на себя ответственность. Именно в 90-ые появились первые акции без выдвижения требований".
Модель меняется, и теракты совершаются "анонимно". "Эффективность такой акции увеличивается, ведь тогда появляется страх, что враг - везде, - говорит О. Нечипоренко. - Кроме того, в такой ситуации затруднительно вести расследование, что дает потерю темпа на первой стадии"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Аэрофлот проводит традиционную акцию для ветеранов Великой Отечественной войны
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
"Оборудование НПО "РТС" поможет в модернизации 24 аэропортов Индии"