О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Израильский опыт: никто не проскользнет

После совершенного террористического акта в московском аэропорту "Домодедово" многие, в том числе и президент РФ Д.Медведев стали приводить в пример опыт Израиля в обеспечении безопасности в аэропортах

После совершенного террористического акта в московском аэропорту "Домодедово" многие, в том числе и президент РФ Дмитрий Медведев стали приводить в пример опыт Израиля в обеспечении безопасности в аэропортах. Необходимо отметить, что главные воздушные ворота Израиля - аэропорт им. Бен-Гуриона действительно признан специалистами самым безопасным аэропортом в мире, с точки зрения защиты от терроризма.

Израиль на протяжении своей истории с 1948 года постоянно находится в режиме готовности к войне, а что такое теракты, граждане этой страны знают не понаслышке. В Израиле нельзя пройти без досмотра вещей и без прохода через рамку металлоискателя ни в одно место массового скопления людей: будь то это автовокзал, железнодорожная станция, торговый центр или госучреждение.

Аэропорт им. Бен-Гуриона, который обслужил в 2010 году около 12 млн пассажиров, охраняется полицией, солдатами ЦАХАЛа (Армия Обороны Израиля), сотрудниками службы безопасности аэропорта в униформе и в штатском. Аэропорт подвергался нескольким попыткам террористической атаки, однако ни одна попытка угона самолета или попытка привести в действие взрывное устройство в аэропорту не увенчались успехом с 30 мая 1972 года. В этот день три члена "Красной армии Японии", действующие в сговоре с руководством народного фронта освобождения Палестины, привели в действие взрывное устройство. Тогда погибли 26 человек.

Однако стоит отметить, что, например, побывавшая недавно с визитом в Израиле министр внутренней безопасности США Джанет Наполитано после ознакомления с системой безопасности аэропорта заявила, что эта система не подходит для США. Она обратила внимание на тот факт, что в основе системы охраны израильского аэропорта лежит отслеживание подозрительного поведения пассажиров, а также встречающих и провожающих граждан. Она подчеркнула, что такой опыт эффективен в случае небольшой страны или если пассажиропоток аэропорта не составляет более 20 млн пассажиров в год.

Для начала необходимо отметить, что для того, чтобы попасть в Израиль, в аэропорту вылета перед регистрацией пассажиру придется пройти собеседование со стороны службы безопасности авиакомпании, на которой вы совершаете перелет. Вас обязательно спросят, с какой целью вы летите в Израиле, сколько раз вы там были, не передавал ли вам кто-либо из посторонних вещей в багаж и т.п.

При этом если вы летите авиакомпанией EL AL (национальный перевозчик Израиля), то контроль пассажиров будет намного более строгим. Сотрудники службы безопасности этой авиакомпании хорошие психологи, способные выявить опасных пассажиров. При этом весь багаж обязательно просвечивается службой безопасности авиакомпании перед допуском на борт, хотя к тому моменту пассажиры уже пройдут проверку службы безопасности аэропорта.

Например, в аэропорту "Домодедово" в Москве после проверки силами сотрудников авиакомпании все пассажиры EL AL ожидают посадки на рейс в специально стерильной, отдельной зоне от других пассажиров (выход N13). Этот выход на посадку отделен стеклянным ограждением и вход туда строго по посадочным билетам на рейс.

Прибыв в аэропорт им. Бен-Гуриона по дороге к паспортному контролю стоят сотрудники службы безопасности, которые внимательно следят за прибывшими пассажирами (не считая видеонаблюдения) и в случае подозрения могут попросить у подозрительного на их взгляд пассажира документы, а также задать вопросы, наподобие тех, которые задавались при регистрации на рейс.

Зал выдачи багажа израильского аэропорта очень просторный, как и зона выхода после получения багажа. Встречающие в этой зоне находятся на значительном удалении от дверей, через которые выходят пассажиры. Кроме того, в этом месте находятся сотрудники служб безопасности, а также ведется видеоконтроль за всеми. К примеру, если вы ведете себя нервно или постоянно крутитесь по сторонам, к вам моментально подойдет сотрудник службы безопасности с вопросами: "У вас какие-то проблемы?", "Вам надо в чем-нибудь помочь?", "Вам кто-то нужен?" и т.п.

Тотальный контроль безопасности наступает при вылете из аэропорта. Все автомобили, в том числе и автобусы, при подъезде к территории аэропорта проходят первый контрольно-пропускной пункт с вооруженными солдатами ЦАХАЛа. При этом попасть по-другому в аэропорт нельзя (если вы приедете туда на поезде, то при входе на станцию, с которой вы отправитесь в аэропорт, ваш багаж пропустят через сканер, а вас - через рамку).

Стоит отметить, что первый контрольно-пропускной пункт расположен за несколько километров от терминалов, чтобы в случае атаки на этот пункт, по дороге к терминалу вас уже "ожидали" подготовленные для этого военные и сотрудники служб безопасности. На первом пропускном пункте военные и сотрудники служб безопасности отслеживают потенциально опасные автомобили и их проверяют с особой тщательностью, в то время как в остальные автомобили сотрудник безопасности может заглянуть на несколько секунд, чтобы "просканировать" взглядом лица пассажиров и задать один-два вопроса, чтобы услышать акцент.

При входе в третий терминал (основной терминал аэропорта) 100% досмотра пассажиров и багажа не ведется. Однако сотрудник службы безопасности, который стоит на входе с наушником может выбрать из толпы любого и потребовать, чтобы он прошел через рамку металлодетектора, а багаж свой пропустил через сканер. Кроме того, пока вы идете от автостоянки или места высадки перед терминалом к зданию, с помощью камер видеонаблюдения за вами пристально следят не только сотрудники служб безопасности, но и хорошо подготовленные психологи. Также в терминале находятся сотрудники служб безопасности в штатском, которые следят за пассажирами.

В терминале аэропорта из-за соображений безопасности нет камер хранения багажа, да и сама зона до регистрации не такая и большая. Перед тем как зарегистрироваться на рейс сотрудники служб безопасности пристально следят за пассажирами, а затем беседуют с каждым из них. При этом к рейсам в потенциально опасные страны, куда входит и Россия, относятся более внимательно. После вопросов о том, что вы делали в Израиле, есть ли у вас тут родственники, сколько раз до этого были в стране, кто брал в руки ваш багаж и т.п., они наклеивают на ваш паспорт и багаж наклейку с номером от 1 до 5. Чем выше номер, тем более тщательно вас и ваш багаж будут проверять. Кроме того, велика вероятность, что вам "влепят" пятый номер, если у вас паспорте нет отметок о посещении других стран или наоборот, вы часто посещаете арабские страны.

Далее багаж пропускается через сканер, а если вам поставили пятый номер, то после этого в специально отведенном месте сотрудники службы безопасности тщательно вручную проверяют ваши вещи в багаже. Кроме того, они специальным устройством проводят анализ вашей сумки или чемодана, а также некоторых вещей на предмет обнаружения следов взрывчатых веществ или контакта с оружием.

Сотрудник службы безопасности может также открыть, например, упаковку с чаем или зубной пастой, проверить сувениры, которые вы везете, посмотреть фотографии, которые находятся в вашем фотоаппарате. К примеру, на фотоснимках их может заинтересовать снимки мечетей или каких-либо стратегических объектов. Кроме того, вас могут заставить все зарядные устройства взять с собой в самолет, а не оставить их в сумке, которую вы сдадите в багаж на регистрации. Вас также могут дополнительно допросить, а ваш паспорт отобрать на время, чтобы проверить информацию, не состоите ли вы в каких-либо организациях и т.п.

При этом в том случае, если пассажира заставили переложить некоторые вещи из сумки, которая будет сдана в багаж, в ту, которую он возьмет с собой в самолет, сотрудник службы безопасности может отправиться вместе с вами на стойку регистрации. Он оставит пассажира в покое только тогда, когда его сумка поедет по багажной ленте.

Пройдя регистрацию, пассажиры попадают в зону, где находятся магазины и кафе. Сюда также могут зайти провожающие, которых при этом тоже проверят. Далее наступает уже "стерильная зона", чтобы попасть в которую, необходимо последний раз пройти через металлоискатель, а ручную кладь пропустить через сканер. При этом для пассажиров, которые получили пятый номер, существует отдельная зона, где их проверяют более тщательно.

Стоит также добавить, что территория аэропорта по всему периметру охраняется как резиденция главы государства какой-либо крупной страны. К примеру, территорию аэропорта по периметру патрулируют специальные многофункциональные роботы, которые управляются дистанционно. На них закреплены камеры видеонаблюдения, способные вести круглосуточную съемку при любой погоде, в том числе и в условиях ограниченной видимости. Кроме того, роботы вооружены всевозможными сенсорами, позволяющими определять подозрительное движение и фиксировать попытки проникновения на охраняемую территорию. Конечно, при этом контроль ведется и со стороны работников различных служб.

В заключение стоит отметить, что службы, обеспечивающие охрану этого аэропорта, традиционно отказываются комментировать вопросы охраны. Все перечисленное в этой статье является лишь видимым для пассажиров. Методы охраны меняются в зависимости от угрозы терактов и другой информации, которая идет от спецслужб. Сами израильские специалисты говорят, что даже самая современная система защиты может не сработать, если террориста не остановить на стадии подготовки теракта. Поэтому ШАБАК (израильский аналог ФСБ) и другие спецслужбы Израиля преимущественно выявляют террористов на ранних стадиях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Транспорт сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка