О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Принуждение к инновациям

Д.Медведев уволил главу крупнейшей авиастроительной компании России

Глава крупной госкомпании впервые поплатился за неумение внедрять инновации. По крайней мере, именно такова официальная причина решения об увольнении главы Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова, принятого в понедельник Дмитрием Медведевым. Аналогичная участь, по словам президента, может постигнуть и других чиновников.

Недостаточное внимание к инновациям уже обернулось первым увольнением. Первой жертвой оказался глава Объединенной авиастроительной компании Алексей Федоров. Чиновник лишился кресла за то, что плохо занимался программами инновационного развития. О кадровых перестановках журналистам сообщил помощник президента Аркадий Дворкович.

"Президент по завершении сегодняшней комиссии еще раз дал оценку работе компаний (по развитию инновационных программ) в прошедший период, она неудовлетворительна", - подчеркнул Дворкович.

Вместо Федорова компанию может возглавить Михаил Погосян - первый вице-президент ОАК, занимавший должности гендиректора компании "Сухой" и РСК "МИГ". В самой ОАК о смене главы корпорации не знают, отмечая, что формально соответствующее решение принимает совет директоров компании. К слову, ближайшее заседание совета директоров ОАК назначено на среду. В пресс-службе "Сухого" "Интерфаксу" сообщили, что компания узнала об этом назначении из ленты новостей и пока соответствующие корпоративные процедуры не проводились.

В 2009 году премьер Владимир Путин резко критиковал ОАК, отмечая, что многие контракты ОАК заключает себе в убыток. Позднее Федоров, о возможной отставке которого пошли слухи, заявил, что российские предприятия вынуждены поддерживать выпуск убыточных самолетов, чтобы не закрывать производство.

Для справки: Объединенная авиастроительная корпорация была создана в 2006 году для слияния авиационных активов на базе государства. В ее составе - крупнейшие авиапроизводители России, в том числе "Сухой", "Ильюшин", "Иркут", "Туполев" и другие. Предприятия ОАК производят и разрабатывают гражданские самолеты Ан-148, Sukhoi Superjet 100, Ту-204, МС-21, Ил-96, а также самолет специального назначения Бе-200. Боевая авиация в производственной линейке корпорации представлена самолетами Су-27, Су-29, Су-35, ПАК ФА, Ту-160, Ту-95, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35 и Як-130.

Между тем Дворкович предположил, что этим кадровым решением президент не ограничится и в течение двух недель можно ждать новых кадровых решений.

Ранее в понедельник на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, которое проходило в Арзамасе, Дмитрий Медведев пригрозил увольнением директорам тех госкомпаний, которые не занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР).

Год назад президент поручил госкомпаниям и правительству разработать программы инновационного развития, предусмотрев увеличение расходов на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работы.

Срок поручения Медведева истек в конце 2010 года, однако воз и ныне там. В Минэкономики подсчитали, что только треть компаний (из 49) готовы к утверждению программ инновационного развития. А доля расходов на НИОКР - главный показатель - соответствует среднему уровню аналогичных зарубежных фирм только у РЖД (компания направляет на эти цели 0,4%).

Среди отстающих Медведев выделил Роснефть, Совкомфлот, МРСК и "Аэрофлот". "Мне много тут рассказывали по поводу того, как процессы согласования этих вещей шли. Коллеги, это никуда не годится", - заметил президент, особо подчеркнув, что его слова должны быть услышаны.

Обращаясь к администрации президента и правительству, Медведев поручил за две недели подготовить предложения о дисциплинарной ответственности глав госкомпаний, которые инновационно не развиваются, "вплоть до увольнения за эту работу".

Критикуя руководство госкомпаний, Медведев заметил, что деньги на инвестиции в высокотехнологичную сферу есть, "а инноваций практически нет никаких". "Высокотехнологичной продукции, которая способна конкурировать на мировых рынках, очень мало. В финансировании разработок наблюдается существенное превышение опытно-конструкторских работ над научно-исследовательскими", - сказал он. Это свидетельствует о том, что "наша промышленность продолжает внедрять заготовки прежних лет", отметил президент.

Проблема в том, считает Медведев, что руководство корпораций и профильные министерства в правительстве до сих пор не воспринимают разработку инновационных программ как самую приоритетную. "Все это, конечно, очень тяжело смотрится, притом что мы с вами понимаем - стране нужны прорывы в технологическом развитии", - сказал он.

Но не только. На Западе, к примеру, серьезной поддержкой пользуется инновационное лобби, чего нет в России. "Нам таких людей (генерирующих идеи, формирующих облик продуктов и стратегию развития) катастрофически не хватает. Их нужно искать, их нужно растить самим, их нужно приглашать на работу, в том числе из-за границы", - считает Медведев.

Чему у зарубежных коллег и нужно еще поучиться, так это предприимчивости. После того как министр экономического развития Эльвира Набиуллина заметила, что за рубежом запатентовано, "страшно сказать, всего пять" российских научных достижений, Медведев моментально отреагировал: "А потом жалуются, что, мол, "там все за границей такие активные, предприимчивые", а у нас абсолютно ничего не защищено".

Подводя итоги, президент подчеркнул, что госкомпании должны сыграть решающую роль в модернизации экономики страны. Они "должны сыграть роль катализатора, увеличивая вложения в НИОКР, в разработку, внедрение и продажу высоких технологий и соответствующей продукции", убежден он.

Именно госкорпорации "должны опекать науку" и "создавать цепную реакцию, чтобы затаскивать туда деньги частного бизнеса". "Госкомпании должны показать достойный пример всему рынку инноваций и всерьез озаботиться перспективами завтрашнего дня. В противном случае бесполезно наращивать инновационную составляющую в расходах и давать дополнительные поручения о разработке таких программ", - подытожил президент.

Эксперты согласны с Медведевым, но лишь отчасти.

"Госкорпорации, как и любые другие крупные компании, страдают одной общей для всех проблемой - неповоротливостью, - говорит аналитик "Ивесткафе" Максим Лобада. - Количество бюрократических процедур, которые необходимо преодолеть для получения того или иного решения, зачастую настолько огромно, что даже самый перспективный проект может быть доведен до состояния полной неработоспособности".

Прибавив сюда нежелание многих чиновников заниматься чем-то "сверх" своих обязанностей, становится понятно, почему инновации буксуют. Введение каких-либо мер дисциплинарной ответственности, скорее всего, приведет к реализации "палочной системы" и дальнейшей бюрократизации процесса, полагает эксперт.

"Придать ускорение этому процессу смогло бы принудительное введение института профессиональных управленцев, курирующих исключительно данную область и профессионально разбирающихся в этих вопросах, - считает Лобада. - Параллельно с этим предоставив им большие полномочия и резко сократив количество бюрократических процедур.

Глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров выделяет два пути развития инновационной экономики. Первый - наращивать усилия государства по поддержке НИОКР, второй - наращивать усилия по капитализации интеллектуальной собственности в балансах предприятий.

"Сегодня на НИОКР в России тратится порядка 300 млрд рублей. Эффективность этих вложений (это подтверждают в том числе данные Счетной палаты) - 1%. То есть результат этой работы только в 1% случаев заканчивается каким-то видом собственности. А для инновационной экономики это главный показатель", - заявил депутат Er.ru.

Использовать желательно оба подхода, считает Федоров, но "стратегически предпочтительней" - второй. По его словам, в России показатель количества интеллектуальной собственности в балансах предприятий, в том числе и государственных, нулевой, тогда как в развитых странах - порядка 50%.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, по итогам заседания комиссии Дмитрий Медведев предложил разделить госкомпании по уровню готовности программ НИОКР на две части. В первой, где состояние в этой сфере более продвинутое, следует принять эти программы до конца апреля 2011 года, а во второй - к середине июля 2011 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка