О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Под контролем инструктора

Инструкторы Центра боевой подготовки и переучивания летного состава дальней авиации ведут интенсивную подготовку командиров экипажей стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев

Инструкторы Центра боевой подготовки и переучивания летного состава дальней авиации ведут интенсивную подготовку командиров экипажей стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев.

Самолеты дальней авиации патрулируют отдельные районы Мирового океана вдали от берегов страны, ставя новые рекорды продолжительности полетов для своих типов воздушных кораблей. Соответственно ставятся и новые задачи по подготовке летного состава "дальников". И в первую очередь - командиров экипажей.

Именно от них в дальнем полете во многом зависят успех выполнения задачи и способность экипажа благополучно вернуться на аэродром базирования. Учат же молодых командиров в 43-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава дальней авиации, который недавно отметил 70-летний юбилей.

С момента возобновления воздушного патрулирования отдельных районов мира в Центре подготовлены около полусотни молодых командиров воздушных кораблей. Сегодня большинство из них получили допуски к полетам с максимальной взлетной массой, к выполнению задач во всем диапазоне высот - от предельно малых до критического потолка, практически во всех диапазонах скоростей, в сложных погодных условиях. Как показали масштабные оперативно-стратегические учения "Восток-2010", "Мирная миссия-2010", а также регулярные полеты на воздушное патрулирование, на каждом штатном самолете дальней авиации в настоящее время есть экипаж, способный успешно выполнить задачи по предназначению. В этом большая заслуга и тех, кто ставит молодых командиров на крыло, - инструкторов 43-го центра. Впрочем, наставники и сами непрерывно повышают свое летное и педагогическое мастерство.

Прежде чем подняться в воздух, слушатели центра и инструкторы проходят обстоятельную наземную подготовку, помногу часов занимаются на тренажере. Отрабатываются взлет, посадка, моделируются любые погодные условия и экстремальные ситуации. Однако никакой тренажер не заменит реального полета, потому что небо - особая среда. А инструктор в полете оттачивает не только навыки пилотирования, но и профессиональные качества наставника.

- Уметь летать - одно, а уметь учить летать - совсем другое профессиональное качество. Инструктор - это не просто должность по штатному расписанию, а еще и состояние души, если хотите, даже черта характера, - делился со мной своим взглядом на профессию в подбрюшье огромного Ту-95МС на аэродромной стоянке начальник отдела боевой подготовки центра гвардии подполковник Сергей Жуков.

У люка "стратега" уже стоит в готовности экипаж, техники наземных служб заканчивали подготовку самолета. Сумерки, сгущаясь на глазах, превращались в беззвездную ночь. Наступала пора ночного полета.

- По местам! - По крутому трапу мы поднимаемся в кабину самолета.

Бортовой радист Владимир Буймала придвинул "чемодан" парашюта, который должен будет служить сиденьем во время полета. Коротко инструктирует по устройству парашюта и мерам безопасности. Отведенное мне место на ребристом конвейере транспортера-эвакуатора царским троном не назовешь, зато располагаюсь рядом с Сергеем Жуковым, занявшим левое командирское кресло, и гвардии майором Денисом Пустобаевым, который сегодня летит в правом кресле на сдачу очередного зачета.

Турбины двигателей, подчиняясь манипуляциям бортинженера капитана Игоря Медведева, меняют тональность, словно выбирают оптимальную полетную мелодию. Фара вырывает из темноты полосу "рулежки", многотонная махина мерно покачивается в своем движении к взлетной полосе. В наушниках - отрывистая скороговорка докладов и команд, телеграфных фраз переговоров с вышкой руководства полетами.

Нарастающий гул турбин своей мощью будто передается всему самолету - он начинает мелко подрагивать, словно от нетерпения. Быстрые, практически одновременные движения гвардии майора Пустобаева на лопатистых ножных педалях, различных тумблерах приборной панели и массивном штурвале пускают нашу многотонную "тушку" в рывок-разбег. Кажется, что это даже винты своим гулом в бешеном вращении подгоняют машину. Исчерканная самолетными шасси взлетно-посадочная полоса сливается в темную ленту.

В наушниках слышен голос штурмана гвардии майора Виталия Леонова, ведущего отсчет нарастающей скорости: "150, 200, 250, 270, 300..." Взлет. Мне показалось, что он был безупречным, хотя от крутого подъема чуть не съехал на своем парашюте-чемодане по вздыбившемуся горкой транспортеру к самому люку. Подполковник Жуков в оценке был более сдержан: "Взлет нормальный".

В полетном задании планировались нормальные погодные условия. Но набрав заданную высоту, мы оказались между двух слоев облачности: в нижнем утонули наземные огни дорог, населенных пунктов, а верхний напрочь затушевал звездную россыпь неба. Так что гвардии майору Денису Пустобаеву на каком-то участке маршрута пришлось вести самолет практически вслепую. И только по его голосу и несколько резковатым движениям можно было догадываться, какого напряжения требовала в эти минуты работа пилота.

Основное содержание полетного задания: отработка действий командира в ночных условиях с применением трех различных систем захода на посадку. Как только самолет заходит на снижение, пронизывая нижний слой облаков, под нами горстками светлячков проявляется земная ночная жизнь - небольшой городок, дорога с движущимися огоньками машин. Гвардии майор Пустобаев чуть доворачивает курсом на аэродром, и тут же поступает вводная подполковника Жукова: "Опустить шторку!"

Это значит, что бомбардировщик снова будет управляться только по приборам. Причем не просто лететь, что называется, по кругу, а заходить на посадку. Среди множества циферблатов на приборной панели пилота основное внимание теперь притягивает навигационный прибор, точнее, две плавающие по его шкале планки - курсовая и глиссадная. Глядя на них, Денис Пустобаев и определяет положение самолета по курсу и по глиссаде. При этом он отслеживает и курс, и высоту, и крен, и скорость, и направление ветра, чтобы учесть текущие параметры полета в своих расчетах для внесения соответствующих поправок. И делает он подобные операции значительно быстрее, чем читаются эти строки. В какой-то момент курсовая и глиссадная планки замирают в центре светящегося циферблата - это означает, что самолет выведен на заданные линии курса и глиссады. С резким щелчком поднимается шторка, и вдали прямо по курсу все заметнее становится желтоватый пунктир полосы нашего аэродрома. Чем быстрее он увеличивается в размере, тем сосредоточеннее и отрывистее становятся движения гвардии майора Пустобаева. Собранность и в позе гвардии подполковника Жукова. Он не только внимательно контролирует каждое действие пилота в правом кресле, но в любую минуту готов подстраховать его. В переговорном устройстве снова участилась скороговорка докладов и команд. Кажется, вот-вот тяжелая машина чиркнет своими шасси по бетонке, но звучит команда, и под натужный рев турбин мы уходим вверх, на новый круг.

На следующем заходе все повторяется с той лишь разницей, что при заходе на посадку пилот должен в большей степени руководствоваться командами с земли. И снова после поднятия шторки перед нами точно по курсу проявляются аэродромные огни. Но даже в этой четкости выполнения упражнения старший летчик-инспектор Сергей Жуков находил какие-то шероховатости, выдавая краткие замечания.

Хотя этот ночной полет считается зачетным для гвардии майора Пустобаева, он стал и еще одной проверкой на слаженность и летное мастерство всего экипажа. Такова особенность у "дальников" - наличие так называемого фактора коллективного действия. В выполнении полетного задания есть вклад каждого члена экипажа. В нашем случае на результат работали и штурманы гвардии майор Виталий Леонов, и гвардии старший лейтенант Артем Плотников, и бортинженер гвардии капитан Игорь Медведев, и бортрадист гвардии старший лейтенант Владимир Буймала, и кормовой стрелок гвардии капитан Дмитрий Зубарев. Каждый из них делал свое дело так, чтобы видавшая виды крылатая машина без единого сбоя подчинялась человеческой воле.

На третью посадку мы заходим по радиомаячной схеме. И здесь требуется особо слаженное взаимодействие экипажа в сочетании с высоким уровнем летной подготовки пилота. Может быть, от повторяемости маневра, а может, и от накопившейся усталости, но крайний заход на огни ВПП показался более быстротечным, а действия Дениса Пустобаева - более размеренными. Но в какой-то момент перед самым касанием бетонки в голосе Сергея Жукова прозвучал укор: "Что с высотой?"

Оказалось, пилот сделал посадку, несколько снизив высоту захода. И хотя момент приземления был настолько мягок, что будь мы на борту какого-нибудь гражданского чартера - пассажиры непременно устроили бы овацию экипажу за комфортную посадку, инспектор Жуков лишь констатировал: "Окончательный вывод сделаем после снятия показателей датчика посадки".

Но несколько позже, когда мы ехали с аэродрома в часть, он признался: "Пустобаев и сам не так давно проходил у нас подготовку как командир экипажа. Тогда за подобный полет я бы ему и "отлично" поставил. А теперь - только "хорошо". Хотя все его действия были в пределах нормы. Но ведь теперь он - инструктор, поэтому и летать должен без всяких шероховатостей".

Строго, но в полном соответствии с правилами и традициями инструкторов 43-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава дальней авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка