Независимое военное обозрение
11 февраля 2011, 12:37
Русские сенсации Бангалора
Москва проигрывает конкурентную борьбу за индийский оружейный рынок
Отечественная продукция представлена в основном в виде тренажеров, макетов, стендов, различной аппаратуры и действующих моделей. Всего 276 экспонатов. Специалисты Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) говорят, что российскую авиационную технику и системы обеспечения полетов, вооружение самолетов и комплексы ПВО в Индии хорошо знают, - военно-техническое сотрудничество наших стран продолжается уже не первое десятилетие. Его объем превысил 40 млрд. долларов, на эту страну приходится до трети российского военного экспорта. Мы не только поставляем Дели оружие и боевую технику, но и щедро делимся лицензиями и технологиями их производства, что не делает больше никто. И потому везти "за три моря" большие натурные образцы экономически не очень оправдано.
Можно было бы, наверное, согласиться с такой постановкой вопроса, если бы не одна "деталь". По-своему сенсационная. Впрочем, эта сенсация крайне парадоксальна. На авиакосмической выставке в Бангалоре не появился натурный образец одного из самых современных российских истребителей МиГ-35. Парадокс заключается в том, что этот боевой самолет заявлен Россией как участник тендера на поставку Дели 126 средних многофункциональных истребителей по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft). В борьбе за победу в этом конкурсе, обещающей свыше 11 млрд. долл. и загруженность оборонных авиационных предприятий на годы вперед, участвуют шесть боевых машин - американские F/A18E/F Super Hornet фирмы Boeing и F-16IN Super Viper фирмы Lockheed Martin, французский Rafale фирмы Dassault Aviation, европейский Eurofighter EF-2000 Typhoon (фирма EADS), шведский Gripen NG (Saab) и наш МиГ-35. О нем два года назад, во время Aero India-2009, на котором присутствовал автор этих строк, организаторы бангалорского авиашоу не стесняясь конкурентов, отзывались по радио на всю авиабазу, "absolute best".
Огромные плакаты вдоль дороги на аэродром в "Елоханку" с "портретом" отечественного самолета висели чуть ли не через каждые десять-пятнадцать километров. На них красовался девиз: "MiG - with India, for India!" Такие же плакаты, только поменьше размером, были размещены практически во всех журналах и газетах, которые ежедневно выходили в дни работы авиашоу. Фотографии обязательно сопровождались подробными рассказами о тактико-технических преимуществах российского истребителя. А главное - на этом самолете летал в кресле второго пилота очень уважаемый в стране человек - маршал ВВС Индии в отставке Хариш Масанд, тот самый летчик, с которым связано становление индийской боевой авиации. А фигуры высшего пилотажа крутил на истребителе летчик-испытатель фирмы "МиГ" Михаил Беляев, непременный участник и настоящая звезда авиационных салонов в парижском Ле Бурже, лондонском Фарнборо, Подмосковном Жуковском...
Неужели отсутствие главной надежды России на победу в многообещающем тендере тоже объясняется прагматичной экономией финансовых средств? В РСК "МиГ" так и говорят. Истребитель МиГ-35, утверждают там, летом прошлого года прошел все необходимые испытания в индийском небе, в том числе и с применением его вооружения. Авиационные специалисты из Дели не одну неделю гостили в Москве, на авиазаводах фирмы "МиГ", знакомились с технологией изготовления этого самолета, с производственным оборудованием, получили всю необходимую документацию, которая позволит им принять правильное решение. И тратить деньги, чтобы еще и еще раз демонстрировать высокие пилотажные качества МиГа на выставке в Бангалоре, особой необходимости нет. Ничего принципиально нового мы не покажем. И возникает вопрос - зачем тогда туда лететь?
Правда, конкуренты МиГа тоже прошли все испытания, но большинство из них все же прилетело в Бангалор. А по поводу отсутствия там МиГ-35 существует и еще несколько точек зрения. По одной из них - индийцы остались недовольны, что русские демонстрировали им истребитель с усеченной АФАР (активной фазированной антенной решеткой), а полномасштабный антенный комплекс, как было договорено ранее, на машину так и не установили. А без этой системы опять показывать МиГ-35 нашим специалистам было как-то не с руки.
Свою версию, напрямую никак не связанную с выставкой в Бангалоре, недавно высказало индийское издание Strategiс Affairs. В январском номере журнала появилась публикация о неком советнике министра обороны страны, который несколько недель находился в США и якобы гарантировал компании Boeing, что именно ее самолеты F/A18E/F Super Hornet станут победителем тендера MMRCA. Но тем не менее, пропажу конфиденциальных документов по этому тендеру, которая случилась несколько месяцев тому назад (потом документы вдруг нашлись) и появившийся "короткий список" финалистов конкурса, куда не вошел МиГ-35 (его существование потом официальные индийские лица тоже опровергли), некоторые наблюдатели все же связали с тем, что российская авиакомпания отказалась от новой демонстрации своего самолета на Aero India-2011.
Так это или не так - вопрос открытый. Понятно, что сенсационное отсутствие на выставке в Бангалоре российского истребителя МиГ-35 никак не скажется на долговременных военно-технических связях Москвы и Дели. Хотя небольшой неприятный осадок останется. Тем не менее, сотрудничеству двух стран в военной области можно только позавидовать. В индийских ВВС стоят на вооружении многие виды российской боевой техники, в частности, истребители Су-30МКИ, созданные в КБ "Сухого" и произведенные в цехах Иркутского научно-производственного объединения "Иркут". По российской лицензии их собирают и на предприятиях HAL (Hindustan Aeronautics Limited). Они, конечно, в любом случае будут широко представлены на Aero India-2011. Индийские мастера воздушной акробатики непременно продемонстрируют их высокие пилотажные качества в воздухе Бангалора.
Тоже самое можно сказать и о российском самолете дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, на который стоит израильский круговой антенный комплекс Phalkon, что тоже передан индийским ВВС. О продукции КБ машиностроения, которое вместе с DRDO - Организацией оборонных исследований и разработок Минобороны Индии сделало для индийской армии сверхзвуковую противокорабельную ракету "БраМос". Она устанавливается на надводных и подводных кораблях. В том числе и на строящихся в Калининграде на заводе "Янтарь" трех индийских фрегатах класса Talwar, проект 11356 и на системах береговой обороны. Сейчас совместное российско-индийское предприятие BrahMos, названное так по рекам Брахмапутра и Москва-река, модернизирует эту ракету, приспосабливая ее для использования с борта истребителя Су-30МКИ. Этот проект, как и многие другие, тоже будет представлен на базе "Елоханка".
Нельзя забывать в этом плане и о корабельных истребителях МиГ-29К, которые Москва поставила Дели для модернизирующегося сейчас в Северодвинске авианосца "Викрамадитья". Кстати, в эти дни в небе Подмосковного Жуковского летал усовершенствованный вариант этого истребителя, сделанный специально для индийских ВМС - МиГ-29UPG. Истребитель пилотировал начальник летной службы фирмы "МиГ" летчик-испытатель Михаил Беляев, тот самый, кто два года назад демонстрировал в Бангалоре достоинства МиГ-35. Сообщается, что корабельные самолеты для Дели получают новые двигатели, современную авионику, новый бортовой компьютер и систему управления вооружением. Подписан недавно контракт по созданию на базе российского истребителя 5-го поколения Т-50 двухместного самолета 5-го поколения для Индии, который обещает загруженность высокотехнологическим производством десятков индийских предприятий, что входят в корпорацию HAL (Hindustan Aeronautics Limited) и обладание индийскими ВВС уникальной воздушной мощью. Все это - само по себе свидетельство огромного доверия, которое существует между двумя дружественными странами.
И все же. Российские КБ и оборонные предприятия должны быть, что называется, начеку. Конкуренция за индийский оружейный рынок усиливается с каждым днем. Особенно активны на нем сейчас американские фирмы. После того, как сенат США отменил многие ограничения на сотрудничество с Дели, не только Boeing и Lockheed Martin, но и другие могущественные корпорации, такие, как Northrop Grumman, Sikorsky, McDonnell Douglas и прочие, зачастили в Дели, открыли там свои представительства, ищут и находят подходы к высоким правительственным чиновникам и влиятельным людям страны, пытаются продвинуть на полуостров Индостан свою продукцию. Тем боле, что Индия взяла курс на диверсификацию военных поставок, справедливо считая, что "незачем складывать все яйца в одну корзину", - мало ли что может случиться в жизни. Американцы даже решили послать на выставку в Бангалор свой истребитель 5-го поколения F-22, чего они до сих пор никогда не делали. Даже своему союзнику Великобритании и ее гостям на аэрошоу в Фарнборо они демонстрировали этот самолет только в воздухе, а не на земле. Но для Индии сделали исключение. Кроме того предлагают ей купить другой самолет 5-го поколения F-35, который делают для стран, входящих в НАТО, а так же для Японии и Австралии.
Вашингтон не просто пытается завоевать индийский оружейный рынок, но и хочет создать на полуострове Индостан мощного конкурента Китаю, который начал сейчас развиваться, в том числе и в военной области, семимильными шагами. Правда, Дели, как свидетельствуют специалисты, пока не готов "упасть в объятия" Вашингтона, не поддается на перспективу более тесного военно-технического сотрудничества с США. Там знают, Белый дом и Сенат в любой момент по самому незначительному поводу может вдруг объявить санкции против его предприятий, - Москва этого не делала и не делает никогда. Кроме того, сотрудничая с Индией, Соединенные Штаты не прекращают поставок боевой техники и вооружений в Пакистан, соперника и головной боли для индийского государства и его истеблишмента. Москва с Пакистаном боевой техникой не торгует.
И несмотря ни на какие сложности, Россия старается дорожить сотрудничеством с Индией. Вот и накануне открытия выставки Aero India-2011, практически в последний момент стало известно, что в Бангалор полетел наш новый пассажирский лайнер "Суперджет-100". По словам исполняющего обязанности главы Объединенной авиастроительной корпорации, генерального директора компаний "Сухой" и "МиГ" Михаила Погосяна, демонстрационные полеты этого самолета в Бангалоре позволят мировому авиационному сообществу еще раз убедиться, что произведенный в России лайнер отвечает стандартам мирового рынка, а заказчикам - обрести уверенность в потенциале "Сухого" успешно реализовать проект. А еще, видимо, в том, что Москва тоже диверсифицирует свою продукцию на авиационном рынке Индии.
Мы предлагаем Дели не только боевые самолеты, но и гражданскую авиационную продукцию. И готовы здесь конкурировать с мировыми гигантами и в этом сегменте. Это тоже своеобразная сенсация Бангалора....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 28, 2024
СМИ: в США двое военнослужащих пострадали в результате крушения ударного вертолета
Март 28, 2024
В Румынию прибыли шесть британских истребителей Eurofighter Typhoon для патрулирования
Март 28, 2024
Аэропорту в Абхазии не хватает выделенной территории
Март 28, 2024
Аэропорт в Хайкоу отметил рост числа отправляемых международными рейсами посылок