Источник: журнал «Взлёт»
Опубликовано: 16.02.2011, 20:12

Российская авиация 2010: события года


В минувшем 2010 г. в отечественной авиации произошло немало важных событий. По традиции, в начале года мы вспоминаем самые значительные из них. В этот раз рейтинг важнейших авиационных событий мы составляли в партнерстве с экспертами ведущего отраслевого аналитического агентства "АвиаПорт". При этом мы решили изменить формат рейтинга, выделив десять отдельных номинаций, в каждой из которых определяются три наиболее важных события. Кроме того, в каждой номинации решено было назвать человека года, оказавшего наибольшее влияние на соответствующий сегмент рынка. Для большей объективности картины происходившего в отечественной авиации в 2010 г. не обошли мы стороной и очевидные неудачи.

Итак, предлагаем вниманию читателей рейтинг наиболее существенных событий в авиационной жизни России 2010 г. по версии экспертов журнала "Взлёт" и агентства "АвиаПорт".


АВИАПРОМЫШЛЕННОСТЬ

События года

1. Соглашение по СП "ОАК - Антонов"

27 октября 2010 г. в Киеве в присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина и Премьер-министра Украины Николая Азарова, руководители российского ОАО "ОАК" и украинского ГАК "Антонов" заключили соглашение об учреждении совместного предприятия на основе ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты". Ожидается, что в дальнейшем СП получит название "ОАК - Антонов" и будет заниматься координацией работ по продвижению на рынок совместной российско-украинской продукции, ценообразованию и послепродажному обслуживанию, а также подготовкой предложений по дальнейшей интеграции российской и украинской авиапромышленности.

2. Создание российско-индийского СП по программе МТА
9 сентября 2010 г. в Индии подписаны документы по созданию российско-индийского совместного предприятия по разработке и производству Многоцелевого транспортного самолета МТА грузоподъемностью 20 т. Участниками СП с российской стороны стали Объединенная авиастроительная корпорация и госкомпания "Рособоронэкспорт", с индийской - корпорация HAL. СП "МТА Лимитед" зарегистрировано в Бангалоре 1 декабря 2010 г. Межправительственное соглашение о совместной разработке и постройке самолета МТА было подписано еще в 2007 г. Оно предусматривает выпуск 205 самолетов на производственных мощностях в России и Индии.

3. Корпоративная реструктуризация ОАК
В 2010 г. в рамках мероприятий по корпоративной реструктуризации ОАК начато формирование трех новых бизнес-единиц: "ОАК - Боевые самолеты", "ОАК - Коммерческие самолеты" и "ОАК - Специальные самолеты". Дивизион "ОАК - Боевые самолеты" объединит в себе компании "Сухой", КнААПО, НАПО, РСК "МиГ", НАЗ "Сокол" и ЗАО "ГСС". Бизнес-единица "ОАК - Коммерческие самолеты" создается на базе корпорации "Иркут" с присоединением к ней УК "ОАК - ГС", "ОАК - ТС", АК им. С.В. Ильюшина, ВАСО и ЗАО "Авиастар-СП". Дивизион "ОАК - Специальные самолеты" объединит ОАО "Туполев", КАПО, ТАВИА и ТАНТК им. Г.М. Бериева.

Персона года: Федоров Алексей Иннокентьевич, президент, председатель правления ОАО "ОАК" (до февраля 2011 г.)
Один из наиболее успешных топ-менеджеров российского авиастроения последнего десятилетия, сумевший в свое время создать и вывести на принципиально новый уровень развития корпорацию "Иркут", а затем укрепить позиции на мировом рынке РСК "МиГ", Алексей Федоров в минувшем году возглавлял работы по развитию Объединенной авиастроительной корпорации. Под его руководством и при его непосредственном участии была начата корпоративная реструктуризация ОАК, велась серьезная работа по перевооружению авиастроительных заводов страны, освоению производства новой авиационной техники, развитию отношений с зарубежными партнерами.

Неудача года: Отсутствие роста в самолетостроении
2010 г., к сожалению, не принес давно уже ожидаемого роста производства отечественных гражданских самолетов: как и в 2009 г., предприятиям российской авиапромышленности удалось выпустить всего 12 новых пассажирских и транспортных самолетов, включая два опытных, а заказчикам были переданы лишь 10 лайнеров. Вместе с тем, в минувшем году произошел ряд событий, дающих повод надеяться, что ситуация начнет улучшаться с 2011 г.: начало расти производство Ан-148 на ВАСО, завершились сертификационные испытания и были выпущены первые серийные "Суперджеты", был построен и совершил первый полет головной модернизированный Ту-204СМ и т.д.

ВОЕННОЕ САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ

События года

1. Первый полет прототипа ПАК ФА

29 января 2010 г. с аэродрома входящего в состав компании "Сухой" Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) впервые поднялся в воздух первый летный экземпляр истребителя пятого поколения ПАК ФА. С апреля машина проходит летные испытания в подмосковном Жуковском. Параллельно на предприятиях-смежниках выполнен большой объем работ по созданию и испытаниям бортовых систем и оборудования для ПАК ФА. В частности, в ОАО "НИИП им. В.В. Тихомирова" проведена лабораторная отработка и подготовлена к поставке компании "Сухой" для монтажа на третьем летном экземпляре Т-50 опытная БРЛС с АФАР.

2. МиГ-29К принят на вооружение ВМС Индии
19 февраля 2010 г. первая партия многоцелевых корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ в ходе церемонии на авиабазе "Ханса" (штат Гоа) была официально принята на вооружение ВМС Индии. 12 марта 2010 г., в ходе визита в Дели Председателя Правительства России Владимира Путина, переведен в твердый заказ опцион на 29 дополнительных истребителей МиГ-29К/КУБ, предусмотренный сделкой 2004 г. В результате, ВМС Индии получат в общей сложности 45 самолетов данного типа. В течение года Минобороны России проработан вопрос о включении в Государственную программу вооружений на период до 2020 г. Закупки партии истребителей МиГ-29К/КУБ для авиации ВМФ России.

3. Начато исполнение государственных контрактов на поставку новых боевых самолетов марки "Сухой"
28 декабря 2010 г. в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС России с завода-изготовителя (ОАО "НАПО им. В.П. Чкалова") перебазированы первые четыре фронтовых бомбардировщика Су-34 в рамках пятилетнего контракта на 32 самолета данного типа. В сентябре 2010 г. на ОАО "КнААПО" изготовлен первый серийный двухместный истребитель Су-30М2. В течение года тем же предприятием велась постройка серийных многоцелевых истребителей Су-27СМ и первых серийных Су-35С для ВВС России по контрактам, заключенным в августе 2009 г.

Персона года: Погосян Михаил Асланович, генеральный директор ОАО "Компания "Сухой", ОАО "РСК "МиГ"
С именем Михаила Погосяна, возглавляющего обе ведущие российские компании по разработке и производству фронтовых боевых самолетов, а также являвшегося до февраля 2011 г. первым вице-президентом ОАК по координации программ, в 2010 г. непосредственно были связаны все основные успехи в области создания в России новых истребителей и фронтовых бомбардировщиков: начало испытаний ПАК ФА, постройка и поставка новых боевых самолетов "Су" и "МиГ". В феврале 2011 г. Михаил Погосян рекомендован для назначения на должность президента - председателя правления ОАО "ОАК".

Неудача года: Приостановка программы Ил-112В
Ил-112В в 2003 г. был выбран победителем тендера ВВС России на перспективный легкий (тактический) военно-транспортный самолет. Подготовка к постройке четырех опытных экземпляров Ил-112В и последующему серийному производству была начата на ВАСО, в 2010 г. на заводе велось изготовление первых прототипов с возможным выходом на испытания в 2011 г. Однако летом 2010 г. Минобороны России приняло решение приостановить постройку самолета и уточнить объемы финансирования программы. В настоящее время строительство Ил-112В не ведется. В этой связи вопрос, чем будут заменяться устаревающие самолеты Ан-26, до сих пор не решен.

ГРАЖДАНСКОЕ САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ

События года

1. Первый полет Ту-204СМ

29 декабря 2010 г. в Ульяновске поднялся в воздух первый образец модернизированного пассажирского самолета Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2, новой ВСУ и модернизированной авионикой, обеспечивающей уменьшение численности экипажа до двух человек. На сборке на ЗАО "Авиастар-СП" в течение года находилось еще два аналогичных лайнера. Завершение сертификационных испытаний и получение сертификата типа намечено на конец 2011 г. В декабре 2010 г. достигнуто предварительное соглашение о заказе 44 самолетов Ту-204СМ лизинговой компанией ИФК для авиакомпании "Ред Вингс".

2. Построены первые серийные SSJ100
К концу 2010 г. в Комсомольске-на-Амуре собраны первые серийные региональные самолеты "Сухой Суперджет 100" для авиакомпаний "Армавиа" и "Аэрофлот". Головной серийный лайнер для "Армавиа" поднялся в первый полет 4 ноября 2010 г. К 31 декабря 2010 г. практически завершены сертификационные испытания, а портфель заказов от российских и зарубежных компаний достиг 155 самолетов. Сертификат типа выписан Авиарегистром МАК 28 января 2011 г. Передача первых серийных самолетов заказчикам намечена на март 2011 г. Всего в течение года планируется сдать в эксплуатацию не менее 12 серийных самолетов.

3. Расширение серийного производства Ан-148
29 ноября 2010 г. успешно завершен первый коммерческий контракт на поставку самолетов Ан-148 производства ОАО "ВАСО": ГТК "Россия" поставлен шестой лайнер данного типа. Всего в течение года в Воронеже изготовлено и поставлено по заказу лизинговой компании ИФК для ГТК "Россия" четыре Ан-148-100В, а также построены два Ан-148-100Е по первому экспортному контракту (для Минобороны Мьянмы). Осенью 2010 г. подписаны контракты на поставку десяти самолетов авиакомпании "Полет" (заказчик - "Сбербанк-лизинг") и двух - МЧС России. Портфель заказов на Ан-148 российской сборки по состоянию на 31 декабря 2010 г. оценен ОАК в 96 машин.

Персона года: Демченко Олег Федорович, президент ОАО "Корпорация "Иркут"
Олег Демченко, наряду с руководством корпорацией "Иркут" и ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", является старшим вице-президентом ОАК по коммерческой авиации. В 2010 г. он возглавил советы директоров двух ведущих российских серийных авиастроительных заводов, специализирующихся на выпуске гражданской авиатехники - ЗАО "Авиастар-СП" и ОАО "ВАСО", которые войдут в состав создаваемого на базе корпорации "Иркут" дивизиона "ОАК - Коммерческие самолеты". Важным достижением года стало формирование стартового портфеля заказов на перспективный лайнер МС-21, инициатором создания которого является Олег Демченко.

Неудача года: Отсутствие новых заказов на Ту-204 и Ил-96
Заметной неудачей 2010-го стало то обстоятельство, что в течение года не удалось заключить ни одного нового твердого коммерческого контракта на пассажирские самолеты семейства Ту-204, Ту-214 и Ил-96, выпускаемых заводами "Авиастар", КАПО и ВАСО. Исключением являются только некоммерческие государственные контракты - на самолеты Ил-96-300ПУ, Ту-204-300 и Ту-214 от Управления делами Президента России и российских силовых ведомств. Основная надежда в этой области связывается с подготовкой контракта на поставку 44 самолетов Ту-204СМ лизинговой компании ИФК.

ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ

События года

1. Рост поставок новых отечественных вертолетов российским заказчикам

9 сентября 2010 г. успешно завершилось выполнение крупнейшего за последние годы контракта на поставку отечественной коммерческой авиакомпании новых российских вертолетов: компания "ЮТэйр" приняла на входящем в холдинг "Вертолеты России" Улан-Удэнском авиационном заводе заключительный 40-й вертолет Ми-8АМТ (Ми-171) по контракту, заключенному в 2007 г. В течение года также осуществлялись другие поставки и были заключены новые контракты на вертолеты семейства Ми-8 (Ми-17, Ми-171) и Ка-32 для российских государственных и коммерческих заказчиков.

2. В войска поставлены первые серийные Ка-52
В декабре 2010 г. в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке поступили первые четыре серийных армейских боевых вертолета Ка-52 (разработка ОАО "Камов", производство ОАО "АК "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина", холдинг "Вертолеты России"). Перед этим, в начале года, на государственные испытания вышли три аналогичные машины установочной партии. После планируемого на этот год завершения государственных совместных испытаний вертолет Ка-52 предполагается принять на вооружение ВВС России.

3. Начало испытаний второго экземпляра Ми-38
22 ноября 2010 г. в Казани состоялся первый полет по кругу второго опытного экземпляра перспективного среднего транспортного вертолета Ми-38. По сравнению с первым прототипом, проходившим испытания в 2003-2008 гг., второй Ми-38 воплотил в себя ряд конструктивных доработок и оснащен современным комплексом авионики производства компании "Транзас". В декабре вертолет передан МВЗ им. М.Л. Миля для проведения полного цикла летных испытаний. На сборке на КВЗ находится третий прототип Ми-38, который планируется оснастить новыми российскими двигателями ТВ7-117В. Сертификация и запуск Ми-38 в серийное производство планируется на 2013-2014 гг.

Персона года: Шибитов Андрей Борисович, зам. генерального директора ОАО "Вертолеты России"
Под руководством Андрея Шибитова, занимавшего в 2010 г. должности управляющего директора, а затем заместителя генерального директора по научно-технической политике и производству ОАО "Вертолеты России", сформирована и начала воплощаться в жизнь долгосрочная программа инновационного развития российского вертолетостроения. Программу решено осуществлять в два этапа. На первом этапе, в 2011-2013 гг., должны быть проведены НИОКР по новым конкурентоспособным проектам и технологиям, созданию инновационного прорывного продукта, а также проведена реконструкция и техническое перевооружение производственной базы.

Неудача года: Пробуксовка программы Ка-62
Несмотря на неоднократные заверения руководства холдинга "Вертолеты России" о сохранении в своем модельном ряду перспективного среднего многоцелевого транспортного вертолета Ка-62 взлетной массой 6,5 т, никаких новостей о программе, которая уже давно должна была выйти на этап сертификационных испытаний, в 2010 г. не появлялось. Кроме того, в 2010 г. было принято решение о сборке в России в специально строящемся для этого производственном центре в Подмосковье итальянских вертолетов AW139, находящихся в том же, что и Ка-62, классе.

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ

События года

1. Сертификация двигателя SaM146 в EASA и АР МАК

23 июня 2010 г. Патрик Гуду, исполнительный директор Европейского агентства авиационной безопасности EASA, вручил генеральному директору компании "Пауэрджет" Жан-Полю Эбанга сертификат типа на двигатель SaM146. Он удостоверяет, что двигатель полностью соответствует требованиям безопасности, принятым в Евросоюзе. 13 августа 2010 г. SaM146 получил также Сертификат типа Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета. Таким образом, проведенная сертификация позволяет использовать двигатель SaM146 на самолетах, эксплуатирующихся в России, странах Европейского Союза и СНГ.

2. Начало испытаний газогенератора-демонстратора ПД-14
26 ноября 2010 г. в пермском ОАО "Авиадвигатель" успешно произведен первый запуск и начаты испытания газогенератора-демонстратора для перспективного семейства авиадвигателей ПД-14 и промышленных газотурбинных установок. Постройка двигателя-демонстратора запланирована на апрель 2012 г. Сертификация базового двигателя ПД-14 ожидается в 2014-2015 гг. Стоимость программы оценивается в 70 млрд рублей, что делает этот проект самым масштабным в постсоветской истории гражданского авиадвигателестроения.

3. Летные испытания двигателя первого этапа для ПАК ФА
21 января 2010 г. в Жуковском состоялся первый полет летающей лаборатории Су-27М, у которой один двигатель был заменен новым - изд.117, разработанным НПО "Сатурн" как двигатель первого этапа для Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА. Полет длился 45 минут и прошел успешно. Ранее были завершены наземные тесты, проведен комплекс специальных и ресурсных испытаний. А уже 29 января в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый 47-минутный полет опытного ПАК ФА с двумя такими двигателями.

Персона года: Иноземцев Александр Александрович, управляющий директор - генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель"
Александр Иноземцев сегодня остается единственным в отечественном двигателестроении генеральным конструктором "старой закалки" - еще в 1983 г. он занял пост первого заместителя руководителя Пермского моторостроительного КБ. Однако именно с его именем сегодня связан наиболее прогрессивный и амбициозный проект в российском гражданском авиамоторостроении - создание семейства двигателей ПД-14 для перспективных пассажирских и транспортных самолетов, прошедший в 2010 г. важный этап - начало стендовых испытаний демонстрационного газогенератора.

Неудача года: Уход Юрия Елисеева с поста генерального директора ММПП "Салют"
Генеральный директор ФГУП "ММПП "Салют" Юрий Елисеев написал заявление об увольнении по собственному желанию с 13 ноября 2010 г. На этом посту - в силу объективных причин - он не смог исполнить Указ Президента Российской Федерации "О федеральном государственном унитарном предприятии "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", зато сумел сохранить конструкторский, производственный и кадровый потенциал "Салюта", развить кооперационные связи с моторостроителями Украины и разработать программу поэтапной модернизации выпускаемых двигателей для боевой авиации.

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

События года

1. ВВС России получили первые Як-130

В течение февраля-апреля 2010 г. в состав липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России поступили первые четыре серийные учебно-боевые самолета нового поколения Як-130 производства ОАО "НАЗ "Сокол" (разработчик - ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", корпорация "Иркут"). В мае все они приняли участие в проведении Парада Победы в Москве. В 2011 г. ожидается поступление Як-130 в краснодарское летное училище и начало подготовки на них будущих пилотов ВВС России.

2. Первые поставки ВВС учебных вертолетов "Ансат-У"
В течение года ВВС России переданы первые серийные учебно-тренировочные вертолеты "Ансат-У" разработки и производства ОАО "Казанский вертолетный завод": весной 2010 г. первые три вертолета поступили в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, а в октябре еще пять машин поступило в Сызранский филиал Военного учебного научного центра ВВС "Военно-воздушная академия" (Сызранское высшее военное училище летчиков). Ожидается, что в 2011 г. на "Ансатах", которые будут приходить на смену устаревшим Ми-2, начнется подготовка пилотов вертолетов для ВВС России.

3. Увеличение поставок в войска новых вертолетов Ми-28Н и Ми-8
В октябре 2010 г. началось перевооружение новыми армейскими боевыми вертолетами Ми-28Н (разработан ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля", производится ОАО "Роствертол") второй эскадрильи ВВС России - всего в течение года подразделениям ВВС на авиабазах в Буденновске и Кореновске поставлено более десяти новых Ми-28Н. Кроме того, российским Вооруженным Силам и другим силовым ведомствам в течение года передано несколько десятков новых транспортно-десантных и транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ (ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод") и Ми-8МТВ-5 (ОАО "КВЗ").

Персона года: Харчевский Александр Николаевич, Начальник липецкого ЦБП и ПЛС ВВС России генерал-майор
Под руководством генерал-майора Харчевского, возглавляющего липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС России с 1997 г., в прошлом году продолжилось освоение современной авиационной техники, в частности поступивших в ЦБП новых самолетов Су-34, Як-130, МиГ-29СМТ. В течение года под командование начальника липецкого Центра, имеющего собственную пилотажную группу "Соколы России", передан Центр показов авиационной техники в Кубинке с авиационными группами высшего пилотажа "Русские Витязи" и "Стрижи".

Неудача года: Негативные последствия ряда решений по реформированию ВВС
В процессе изменения организационной структуры ВВС в ходе реформирования Вооруженных Сил России в целях придания им "нового облика" принят ряд не вполне обоснованных решений по расформированию или реорганизации некоторых частей, передислокации на неподготовленные места базирования, что порой вызывало обострение социальной напряженности в гарнизонах, угрозу снижения боеготовности из-за возможного увольнения квалифицированного личного состава, утрату исторических традиций, наград и Боевого Знамени частей.

КОНТРАКТЫ И ЗАКАЗЫ

События года

1. Первые заказы на поставку самолетов семейства МС-21

В июле 2010 г., в ходе авиасалона в Фарнборо, заключены первые контракты и соглашения на поставку начиная с 2016 г. в общей сложности 140 перспективных ближне-среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21, включая стартовый твердый контракт с малайзийской компанией "Креком Бурж". В сентябре в ходе работы инвестиционного форума "Сочи-2010" подписано соглашение о поставке 50 самолетов МС-21 госкорпорации "Ростехнологии". Таким образом, портфель заказов на МС-21 достиг 190 самолетов.

2. Контракт на разработку российско-индийского истребителя пятого поколения
21 декабря 2010 г. в Дели госкомпанией "Рособоронэкспорт" и индийской корпорацией HAL подписан контракт на совместную разработку эскизно-технического проекта Перспективного многоцелевого истребителя (ПМИ), в основу которого будет положен опыт компании "Сухой" по созданию самолета ПАК ФА. Он стал первым в череде будущих контрактов, охватывающих все этапы разработки ПМИ и его модификаций, серийного производства, маркетинга, возможных поставок в третьи страны и сопровождения в эксплуатации. ВВС Индии начиная с 2017-2020 гг. планируют получить 200-250 самолетов ПМИ.

3 Контракт на поставку 50 самолетов "Боинг" 737 госкорпорации "Ростехнологии"
В августе 2009 г. в ходе авиасалона МАКС-2009 госкорпорация "Ростехнологии" объявила о проведении тендера на приобретение 50 узкофюзеляжных лайнеров с опционом еще на 15 машин. Запрос на поставку был передан представителям ОАК, компаний "Эрбас" и "Боинг". 31 мая 2010 г. были подведены итоги тендера, победителем признана компания "Боинг". В сентябре 2010 г. подписан твердый контракт, который предусматривает поставку 25 самолетов модели 737-800, 15 - модели 737-700 и 10 - модели 737-900LR с опционом еще на 35 лайнеров. Стоимость заказа составила 3,7 млрд долл. по каталожным ценам.

Персона года: Рубцов Александр Иванович, генеральный директор ОАО "Ильюшин Финанс Ко."
2010-й стал для ИФК годом покупок и формирования задела. На авиасалоне в Фарнборо компания подписала контракты и протоколы о намерениях на приобретение 70 самолетов. Среди них - 20 региональных Ан-158 и 50 перспективных ближне-среднемагистральных МС-21. Поставки оказались скромнее: в 2010 г. ИФК передала заказчикам четыре самолета Ан-148 (для ГТК "Россия"), три Ту-214 (приобретены на рынке и переданы "Трансаэро") и один Ту-204-100В (поставлен на экспорт). Но главный итог года заключается в том, что Александру Рубцову удалось подтвердить жизнеспособность программы Ан-148 и удержать от сворачивания проект Ту-204СМ.

Неудача года: Срыв ожидаемых сделок на поставку Ту-204СМ в Иран и авиакомпании "Атлант-Союз"
Как ожидалось, стартовым получателем Ту-204СМ станет иранская компания "Иран Эйр Тур", заключившая сделку с ИФК на поставку пяти машин. Однако в апреле 2010 г. американская "Пратт-Уитни", акционер ОАО "ПМЗ", уведомила партнера о невозможности поставки самолетов с двигателями ПС-90А2 в Иран. После этого стартовым заказчиком стала рассматриваться авиакомпания "Атлант-Союз", о соглашении на поставку 15 самолетов Ту-204СМ которой стало известно на МАКС-2009. Однако за 2010 г. твердый контракт подписан так и не был. Более того, переименованная в "Москву" авиакомпания потеряла поддержку правительства Москвы и вскоре прекратила полеты.

АВИАКОМПАНИИ

События года

1. Вступление авиакомпаний "Сибирь" и "Глобус" в глобальный альянс Oneworld

15 ноября 2010 г. авиакомпания "Сибирь" (S7) и аффилированная с ней "Глобус" стали полноправными членами международного альянса авиакомпаний Oneworld. Переговоры о вступлении в альянс велись с июня 2007 г. Интеграция позволила увеличить маршрутную сеть партнеров до 570 пунктов в 150 странах. "Сибирь" стала второй российской авиакомпанией, вступившей в международный авиаальянс. В 2006 г. "Аэрофлот", крупнейший перевозчик России, стал членом альянса SkyTeam.

2. Динамичное пополнение парка "Трансаэро" широкофюзеляжными лайнерами
Парк воздушных судов "Трансаэро" в 2010 г. пополнился 12 самолетами, в т.ч. лайнером "Боинг" 747-400, впервые в истории гражданской авиации России имеющим вместимость более 500 кресел. Флот "Трансаэро" достиг 57 бортов, среди них 14 широкофюзеляжных "Боинг" 747, восемь "Боинг" 777 и 12 "Боинг" 767, что делает перевозчика крупнейшим игроком в Восточной Европе и СНГ в сегменте дальнемагистральных лайнеров. Увеличение парка широкофюзеляжных самолетов - важнейший фактор, позволивший компании увеличить пассажирооборот на 40%.

3. Стремительный рост перевозок низкобюджетной авиакомпании "Авианова"
Авиакомпания "Авианова" начала полеты по четырем направлениям в конце августа 2009 г., имея в парке два самолета и предложив фирменный тариф 250 рублей - самый низкий на рынке. По итогам первого года операционной деятельности "Авианова" перевезла 900 тыс. пассажиров, а всего за 2010 г. услугами перевозчика воспользовалось 1 млн 330 тыс. человек. Сейчас в парке компании пять самолетов A320, а маршрутная сеть включает более 20 направлений. Планы на 2011 г. - перевезти 2,5 млн человек, а до 2014-2015 гг. расширить авиапарк до 45-50 воздушных судов.

Персона года: Савельев Виталий Геннадьевич, генеральный директор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии"
В карьере Виталия Савельева "Аэрофлот" - не самая крупнейшая компания, но для российского национального перевозчика это первый прецедент, когда авиакомпанию возглавил экс-банкир и экс-замминистра, не имеющий специального авиационного образования. С новым директором "Аэрофлот" смог избежать появления потенциального конкурента "Росавиа", стал стремительно набирать финансовую высоту, попутно переориентируясь на премиум-сегмент, что вызвало оптимизм инвесторов. Но декабрьский "ледяной дождь" выбил из команды Виталия Савельева трех топ-менеджеров. Главным испытанием 2011 г. станет интеграция в группу "Аэрофлот" шести новых авиаперевозчиков.

Неудача года: Бесславное сворачивание проекта создания авиакомпании "Росавиа"
Планы о создании конкурента "Аэрофлоту" под крылом госкорпорации "Ростехнологии" на базе AiRUnion были развеяны после банкротства авиакомпаний альянса в 2008 г. Однако в недрах "Ростехнологий" родилась идея о формировании нового игрока на платформе авиакомпании "Атлант-Союз" и ряда госкомпаний. Формирование "Росавиа" буксовало весь 2009 г., а в январе 2010 г. министр транспорта Игорь Левитин предложил передать государственные авиаактивы "Аэрофлоту". 1 февраля этот план поддержал Председатель Правительства Владимир Путин. 14 сентября 2010 г. авиакомпания "Росавиа" подала заявление в Арбитражный суд Москвы о банкротстве.

АЭРОПОРТЫ

События года

1. Открытие нового международного терминала "А" аэропорта "Внуково"

6 июня 2010 г. началась тестовая эксплуатация нового терминала "А" в аэропорту "Внуково". Площадь первого пускового комплекса составляет 174 тыс. кв. м, пропускная способность - 2,8 тыс. пассажиров в час. Общая стоимость строительства и оборудования первой очереди нового пассажирского терминала составила 39 млрд рублей. Вторая очередь терминала планируется к запуску в конце 2011 г. Новый пассажирский терминал будет иметь общую площадь 250 тыс. кв. м и пропускную способность 7,8 тыс. пассажиров в час. С полным вводом терминала пропускная способность "Внуково" возрастет до 20 млн пассажиров в год.

2. Открытие нового аэропорта в Геленджике
29 мая 2010 г. начал принимать рейсы аэропорт "Геленджик". Официальное открытие аэропорта состоялось 5 июня. Реконструкция аэропорта "Геленджик" была начата в 2005 г. Всего за пять лет объем капиталовложений в строительство аэродромной инфраструктуры аэропорта из средств федерального бюджета составил 5,86 млрд рублей. Около 1,4 млрд рублей инвестировал "Базэл аэро". Пропускная способность временного терминала составляет 140 пассажиров в час, в перспективе ее планируется довести до 600 пассажиров в час и 500 тыс. человек в год.

3. Открытие второй взлетно-посадочной полосы в "Толмачево"
25 сентября 2010 г. новосибирский аэропорт "Толмачево" ввел в эксплуатацию вторую взлетно-посадочную полосу (ВПП-2). Полоса сертифицирована по II категории ИКАО. Завершение долгостроя, начатого еще во времена СССР, обошлось федеральному бюджету в 3 млрд рублей, еще 1,5 млрд инвестировали компании-партнеры и ОАО "Аэропорт "Толмачево". Первая ВПП в дальнейшем может быть реконструирована, однако Министерство транспорта рассматривает возможность строительства в "Толмачево" третьей полосы.

Персона года: Василенко Михаил Михайлович, генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Шереметьево"
Михаил Василенко в 2010 г. отметил 50-летний юбилей, был награжден Орденом Почёта и первым среди руководителей российских аэропортов завел собственный блог. Интернет-активность директора аэропорта помогла урегулировать ситуацию с ремонтом путепровода на Ленинградском шоссе, из-за которого пассажиры аэропорта по нескольку часов проводили в пробках. А в декабре 2010 г. первая запись после начала "ледяного дождя" появилась в блоге через два дня - все же, первым делом работа аэропорта.

Неудача года: Предновогодний коллапс в столичных аэропортах, вызванный "ледяным дождем"
25-26 декабря 2010 г. в Московской области прошел "ледяной дождь", в результате чего было прекращено энергоснабжение аэропорта "Домодедово", возникли сбои в работе авиакомпании "Аэрофлот - Российские авиалинии", тысячи пассажиров столкнулись с длительными задержками рейсов. Неготовность противостоять натиску стихии привела к отставке директора аэропортового комплекса "Домодедово" Вячеслава Некрасова. Другие кадровые выводы в аэропортах не сделаны, однако по поручению главы Правительства Владимира Путина образована комиссия по проверке деятельности работы авиационного комплекса.

ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

События года

1. Совершение сделки по приобретению компанией S7 Engineering компании "Домодедово Техник"

В конце 2010 г. стало известно о совершении сделки по продаже компании по техническому обслуживанию и ремонту "Домодедово Техник", покупателем стала компания S7 Engineering. В том же 2010 г. S7 Engineering открыла линейную станцию технического обслуживания в С.-Петербурге и создала филиал в Кавказских Минеральных Водах на базе Завода №411 гражданской авиации. Таким образом, группа S7, в которую также входит и новосибирская "Сибирь Техник", становится крупнейшим игроком на российском рынке ТОиР.

2. Разворачивание системы поддержания летной годности отечественных самолетов компанией "ИФК Техник"
"ИФК Техник" и "Ильюшин Финанс Ко." подписали соглашение с Институтом гражданской авиации Кубы и авиакомпанией "Кубана" о создании на Кубе центров по ремонту и восстановлению самолетов российского производства, эксплуатируемых в Латинской Америке. Создание этой системы можно рассматривать как подготовку к проведению аналогичной работы в России, тем более, что ИФК и "ИФК Техник", как ожидается, будут нести ответственность за поддержку Ту-204СМ, поставляемых авиакомпании "Ред Вингс".

3. Расширение масштабов бизнеса ТОиР компанией "ЮТэйр-Инжиниринг"
Компания "ЮТэйр-Инжиниринг" в мае 2010 г. получила сертификат как официальный Центр по техническому обслуживанию вертолетов производства компании "Еврокоптер". Сертификат позволяет осуществлять работы на AS350, AS355N, Bo105, в планах - освоение EC130, EC135, EC145 и EC175. Ранее компания освоила ремонт практически всей линейки гражданских вертолетов марки "Ми", а также американских R44. Помимо вертолетов, "ЮТэйр-Инжиниринг" продолжает обслуживать самолеты Ан-2.

Персона года: Гядиминас Жемялис, председатель правления Avia Solutions Group
Литовская Avia Solutions Group открыла представительство в России в апреле 2009 г., и ее успехи связаны с прагматичным расчетом в выборе направления развития бизнеса. Председатель правления группы компаний охарактеризовал современного авиатора как хорошего инженера, коммерсанта и математика. Его расчет на то, что в России и СНГ будут востребованы услуги по техобслуживанию ВС западного производства с "западным качеством, но по советским ценам" сбылся - небольшая по российским меркам компания оказывает существенное влияние на рынок. Дочерняя FL Technics, специализирующаяся на ТОиР, в 2010 году увеличила число клиентов почти в четыре раза (до 132 компаний). Baltic Aviation Academy, предлагающая услуги по подготовке персонала, за 2010 год удвоила количество студентов (выпущено более 2000 человек), обучающих программ (теперь их 34) и инструкторов (свыше 100 специалистов).

Неудача года: Отзыв из эксплуатации первого серийного самолета Ан-148-100В
В августе 2010 г. ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" в рамках выполнения гарантийных обязательств отозвало из эксплуатации в ГТК "Россия" первый самолет Ан-148-100В российской сборки с регистрационным номером RA-61701. Самолет был возвращен эксплуатанту только в декабре, хотя изначально планировалось завершить работы за три месяца. Первый выпущенный самолет до возвращения изготовителю обеспечил налет около 500 часов почти за семь месяцев, что заметно меньше, чем на последующих машинах. Устранить все выявленные дефекты на базе эксплуатанта (ГТК "Россия") не представлялось возможным.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 февраля 2011 года | Дайджест публикаций за 16 февраля 2011 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Савельев Виталий, Иноземцев Александр, Улан-Удэнский авиационный завод, Авианова, ОДК-Авиадвигатель, ИФК Техник, Авиа Солюшенс Груп, Вертолеты России, Межгосударственный авиационный комитет, Федеральное агентство воздушного транспорта, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Авиационная компания "Атлант-Союз", Рособоронэкспорт, Туполев, Аэропорт Толмачево, Авиационная холдинговая компания "Сухой", Авиакомпания "Россия", Аэрофлот - российские авиалинии, Научно-производственное объединение "Сатурн", Международный аэропорт Шереметьево, Ильюшин Финанс Ко., Авиакомпания "Сибирь", Компания Boeing в России и СНГ, Гражданские cамолеты Сухого, Авиастар - самолетное производство, НИИ Приборостроения им.Тихомирова В.В., , Камов, Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля, Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Роствертол, Казанский Вертолетный завод, Таганрогская авиация, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Авианова, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - филиал АО "РСК "МиГ", Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, Научно-производственная корпорация "Иркут", МС-21, Ан-148, R44, A320, Отраслевое агентство "АвиаПорт", SSJ-100, Ил-112В, М-201, Д-41, Ан-2, МиГ-29СМТ, Су-34, Ка-52, Ка-32Т, Ан-26, Ансат, Як-130, Ми-38, Ту-214, Базэл Аэро, FL Technics, Харчевский Александр, Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова, BAA Training, ОДК-Пермские моторы, Погосян Михаил, EC-145, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Ред Вингс, Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", Аэропорт, Объединенная авиастроительная корпорация, Ан-158, Ту-204-300, EC-135, Ми-2, Аэропорт Геленджик, Василенко Михаил, Демченко Олег, Федоров Алексей, Рубцов Александр, Елисеев Юрий, Холдинг ИНЖИНИРИНГ, АН-148-100В, Ми-8, Ми-171, Ан-148-100Е, В737-700С, Ан-32, Т-501, Т-420, Т-401, Сибирь Техник, Ростехнологии, Самолетостроение, Глобус (Globus), АЭРО, Армавиа (Armavia), Сокол, Сибирь (S7 Airlines), МЧС России, Эрбас, Ми-28Н, МАКС-2009, АЭРО, ОАК - Антонов (в процессе тестирования)