Московский аэропорт "Домодедово"
16 февраля 2011, 16:29
Разъяснения к докладу министра транспорта РФ И.Левитина на итоговом заседании комиссии по проверке деятельности работы авиационного комплекса в условиях критической ситуации в декабре 2010 года
Разъяснения к докладу министра транспорта РФ И.Левитина на итоговом заседании комиссии по проверке деятельности работы авиационного комплекса в условиях критической ситуации в декабре 2010 года
Выводы в отношении аэропорта Домодедово, приведенные в данном докладе, на наш взгляд, требуют дополнительного разъяснения.
И.Левитин: "19 дизель-генераторных установок аэропорта обеспечивали работу основных систем аэродромного и аэропортового хозяйства, кроме аэровокзального комплекса"
Количество дизель-генераторных установок (ДГУ) указано неверно. Всего было задействовано 50 ДГУ, в том числе 8 установок было представлено МЧС.
И.Левитин: "После доставки МЧС России трех передвижных дизельных генераторов и частичного восстановления подачи электроэнергии, возобновились прием и отправка отдельных задержанных рейсов из аэропорта".
Аэропорт работал на отправку и прием рейсов и до доставки МЧС России трех передвижных дизельных генераторов. В период времени с 09:30 до 17:45 произвели посадку 43 рейса, 3 рейса было отправлено.
И.Левитин: "В зарубежных странах электроснабжение к таким объектам подводится под землей, что позволяет избежать подобных ситуаций и минимизировать возможность террористических актов".
Все кабельные линии электроснабжения от двух питающих подстанций "ОАО" МОЭСК" к аэропорту Домодедово также проложены под землей. До питающих подстанций в России, как впрочем, и в большинстве зарубежных стран, электроэнергия в основном подводится воздушными линиями электропередач. К двум питающим подстанциям "ОАО" МОЭСК", обеспечивающих электроснабжение аэропорта Домодедово, подведены воздушные линии электропередач напряжением 110кВ.
И.Левитин: "В аэропорте Домодедово не было предусмотрено автономных резервных источников электроснабжения объектов, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность аэровокзального комплекса при наступлении сбойной (чрезвычайной) ситуации".
Не написано главное - объекты аэропорта Домодедово соответствуют действующим нормам по электроснабжению.
Наличие автономных резервных источников электроснабжения аэровокзального комплекта не предусмотрено в отраслевых нормативных документах. Электроснабжение комплекса аэровокзала по сети 10 кВ реализовано от двух независимых источников ТП №663 и ТП №425. Требования по потребителям 1, 2 и 3 категорий надежности электроснабжения соблюдены в соответствии с "Временными нормами технологического проектирования аэровокзалов аэропортов" (ВНТП 3-81). Имеется заключение Главгосэкспертизы №303-07/ГГЭ-4648/05 от 27.04.2007.
В дополнение к установленным нормам ряд систем обеспечения жизнедеятельность здания аэровокзала (водоснабжение, канализация, система контроля доступа) оборудованы автономными источниками аварийного электроснабжения.
И.Левитин: "Местные органы исполнительной власти, Росавиация и администрация аэропорта Домодедово не смогли объективно оценить обстановку и своевременно объявить чрезвычайную ситуацию. В результате не были приняты достаточные меры по предупреждению и снижению тяжести её последствий. После полного обесточивания пассажирского терминала, других систем аэропортового хозяйства не была объявлена чрезвычайная ситуация, соответствующее оповещение граждан, закрытие пассажирского терминала с эвакуацией пассажиров до ликвидации чрезвычайной ситуации".
Возложение ответственности на администрацию аэропорта Домодедово за то, что не была объявлена чрезвычайная ситуация и не было произведено оповещение граждан, не имеет под собой законных оснований. Положения Федерального закона от 21.12.1994. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее "ФЗ о ЧС") не возлагают на оператора аэропорта данные полномочия. Согласно ст.6 ФЗ о ЧС информирование населения о ЧС является обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно ст.14 ФЗ о ЧС организация (оператор аэропорта) обязана оповещать только своих работников и уполномоченные органы, а также предоставлять уполномоченным органам имеющиеся ресурсы (каналы связи, технические устройства и т.д.). Оповещение в рамках своей компетенции было произведено (телеграммы, новостные ленты):
- 26.12.2010. 09:47 сообщение о чрезвычайной ситуации распространено через РИА "Новости", затем через другие информационные агентства (ИТАР-ТАСС, Интерфакс и другие).
- 10:46 Директор аэропорта сообщил о ЧС начальнику управления авиацией и авиационно-спасательных технологий МЧС России Р.Ш.Закирову.
- 10:50 Директор аэропорта сообщил о ЧС дежурному МЧС России по Московской области, согласовал доставку в аэропорт дизель-генераторных установок для аварийного электрообеспечения аэровокзала, а также автотранспорта на случай эвакуации людей.
- В адреса ведомственных организаций (Главный Центр, Центральная Диспетчерская Служба, Московский Зональный Центр УВД, Справка по пассажирам), а также аэропортов была отправлена телеграмма № 260703 АПЗ: "с 07:00 UTC прекращение приема ВС по техническим причинам, выпуск ВС осуществляем"
a) Законодательство не предусматривает случая закрытия аэропорта (аэровокзала) для пассажиров. Принудительная эвакуация людей с мест чрезвычайных ситуаций допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом:
- при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, по решению соответствующего должностного лица органа пожарной безопасности (ст. 22 Федерального закона №69-ФЗ "О пожарной безопасности").
- по решению органа государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (ст. 11 ФЗ о ЧС).
c) Право на отмену или перенос рейса имеет перевозчик (не аэропорт), если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п. 76 Приказа Минтранса России № 82 от 28.06.2007.). Аэропорт, не являясь стороной договора воздушной перевозки, не вправе вмешиваться в правоотношения между пассажиром и перевозчиком, в частности не вправе самостоятельно принимать решения о прекращении перевозки (давать рекомендации пассажирам не приезжать в аэровокзал).
d) Действия сотрудников аэропорта, направленные на принудительное выдворение пассажиров из пассажирского терминала, либо на воспрепятствование движению автотранспорта в аэропорт (перекрытие дороги), могли бы быть квалифицированы как самоуправство (ч. 1 ст. 330 УК РФ).
И.Левитин: "Так, аэропорт Домодедово представил только неутвержденную "Технологию по действиям при возникновении ЧС в результате сбоя в работе аэропорта Домодедово при достижении критического уровня TU".
В ответ на запрос Минтранса России о предоставлении инструкции по взаимодействию служб аэропорта в сбойной ситуации, Начальник смены аэропорта переслал текст, а не копию утвержденного экземпляра "Технологии по действиям при возникновении ЧС в результате сбоя в работе аэропорта Домодедово при достижении критического уровня TU". Этот документ был подписан Директором аэропорта В.А.Некрасовым 26.11.2010.
И.Левитин: "Администрация аэропорта Домодедово не обеспечила надлежащее исполнение обязательств перед российскими эксплуатантами. Приоритет в оперативном обслуживании воздушных судов был отдан иностранным авиакомпаниям, что повлекло нарушение прав отечественных авиаперевозчиков и потребителей их услуг".
Утверждение не соответствует действительности. Аэропортом "Домодедово" не создавалось приоритетного порядка обслуживания иностранным авиакомпаниям. За 26 декабря прибыло 129 рейсов, из них 81 внутренний и 48 международных (16 из которых выполнялось зарубежными авиакомпаниями). Таким образом, соотношение прибывших рейсов: 113 рейсов российских авиакомпаний и 16 рейсов иностранных.
Аналогичная ситуация с отправлением рейсов. За 26 декабря было отправлено 108 рейсов, из них 53 внутренних и 55 международных (22 из которых выполнялось зарубежными авиакомпаниями). Соотношение отправленных рейсов: 86 рейсов российских авиакомпаний и 22 рейса иностранных.
Не были нарушены права российских перевозчиков и 27 декабря. Из 164 прибывших рейсов 107 выполнено российскими перевозчиками, и 57 иностранными. Из 171 отправленного рейса 120 выполнено российскими перевозчиками и 51 иностранными.
И.Левитин: "За непринятие действенных своевременных мер по предупреждению и ликвидации последствий возникшей ситуации освобожден от занимаемой должности директор аэропорта Домодедово В.А.Некрасов"
Это не так - В.А.Некрасов не был освобожден от занимаемой должности, он был переведен на другую должность за два дня до возникновения чрезвычайной ситуации. Приказ об этом был подписан 24 декабря 2010 года, вступление в новую должность с 25.12.2010.
И.Левитин: "Администрации аэропорта Домодедово, других аэропортов Российской Федерации принять меры к обеспечению достаточного количества турникетов при въезде на площади у аэровокзальных комплексов и выезде с них, надлежащей организации движения автотранспорта и посадки, высадки пассажиров."
Проблему следует решать путем не тривиального увеличения въездов на привокзальную площадь, а наращивая производительность въездов.
Проект по замене оборудования автоматизированной парковочной системы (АПС) на привокзальной площади аэропорта Домодедово находится в стадии завершения. Старое оборудование АПС "Парктайм 2.0" полностью заменено на современную АПС "Абакус 12.0". К началу весенне-летнего периода система будет введена в промышленную эксплуатацию. Помимо того, что новая АПС оснащена функциями распознавания номерных знаков транспортных средств и фотографированием лица водителя, оборудование обладает большей пропускной способностью за счет:
- повышенной скорости выдачи парковочного билета и открытия шлагбаума (пропускная способность старой АПС - 2 машины в минуту, новой "Абакус 12.0" - от 4 до 6 машин в минуту);
- повышенной отказоустойчивости. "Абакус 12.0" - распределенная система, способная работать без связи с сервером до 24 часов.
- сокращения времени закрытия въездов для "перезарядки" кассет с парковочными билетами за счет увеличения емкости кассет (емкость в старой АПС - 400 билетов, а в "Абакус 12.0 " - 2500).
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский аэропорт "Домодедово"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 17, 2024
Аэрофлот проведет специальные акции в день юбилея программы "Аэрофлот Бонус"
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 17, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и городами Дальневосточного федерального округа
Апрель 17, 2024
В США появилась первая в мире чартерная авиакомпания для собак "Лай Эйр"