О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" заплатит по минимуму

Суд вынес решение по декабрьскому авиаколлапсу в "Шереметьево": сумма штрафа составит всего 30 тысяч

Московский Арбитражный суд оштрафовал крупнейшего российского авиаперевозчика ОАО "Аэрофлот" на 30 тыс. рублей за срывы рейсов в период с 25 по 29 декабря прошлого года.

Суд удовлетворил заявление Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте о привлечении "Аэрофлота" к административной ответственности. Компания может обжаловать принятое решение в десятидневный срок.

Прокуратура просила привлечь "Аэрофлот" к ответственности за массовое нарушение договоров перевозки пассажиров. Представитель прокуратуры в суде сообщил, что в период с 25 по 29 декабря 2010 года было отменено более 200 рейсов авиакомпании, а более 300 рейсов были задержаны на срок от 2 до 55 часов.

Кроме того, по версии московской транспортной прокуратуры, авиакомпания допустила целый ряд нарушений по отношению к пассажирам. Представители перевозчика не оповещали измученных многочасовым ожиданием людей о задержках рейсов, не предоставляла напитки и горячее питание пассажирам задержанных рейсов. По мнению прокуратуры, "Аэрофлот" также не принял достаточных мер по обеспечению противообледенительной жидкостью.

Представитель авиакомпании в суде заявил, что в сложившейся ситуации вины "Аэрофлота" не было: "В сложившихся погодных условиях, когда выпал этот ледяной дождь, "Аэрофлот" предпринял все зависящие от него меры".

Авиаперевозчику вменяется нарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за эти действия штраф от 30 тысяч до 40 тысяч рублей. С учетом того, что административное нарушение совершено "Аэрофлотом" впервые, прокуратура просила арбитраж назначить минимальный штраф.

Помимо административного дела, рассмотренного транспортной прокуратурой, в московские суды подано десять исков от пассажиров к авиакомпании "Аэрофлот" из-за предновогоднего транспортного коллапса. Как сообщил представляющий интересы потерпевших адвокат Сергей Жорин, общая сумма требований пострадавших пассажиров превышает 2 млн рублей.

Всего в российские суды к "Аэрофлоту" направлено более 50 судебных исков на сумму свыше 50 млн рублей. В своих заявлениях истцы настаивают, что авиакомпания, в то время как пассажиры оказались фактически заблокированными в аэропортах, бездействовала, а регулярная информация о задержках рейсов отсутствовала.

"В связи с этим люди, не зная точного времени вылета, опасались покидать здание аэропорта. При этом они не получали установленных федеральными авиационными правилами услуг, то есть напитков, горячего питания, а также не имели возможности воспользоваться комнатой матери и ребенка, гостиницей", - подчеркнул Сергей Жорин. Он уточнил, что иски поданы именно к авиакомпании, так как заявить их к аэропортам не представляется возможным.

В конце декабря 2010 года на московский регион обрушился ледяной дождь, который серьезно нарушил жизнедеятельность ряда регионов, и в Москве сбои возникли в работе крупнейших аэропортов. По данным Ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тысяч человек. Из российских авиакомпаний больше всего задержек рейсов было у "Аэрофлота", в связи с чем, перевозчику пришлось отменить более 200 рейсов.

Такая ситуация в авиакомпании сложилась в том числе из-за того, что у "Аэрофлота" закончилась антиобледенительная жидкость, которая поставлялась из Германии компанией "Клариант". "Аэрофлот" объявил в конце января 2011 года, что выставил претензии немецкой компании на 2,9 миллиона евро.

Как сообщил генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев, оценивая действия своих подчиненных, "ледяной дождь" вызвали настолько сильное обледенение самолетов, что каждый лайнер был похож на огромную сосульку. "Большинство наших самолетов ночуют в базовом аэропорту, поэтому все лайнеры, которые ночевали в "Шереметьево", покрылись толстым слоем льда. Мы допустили ошибку, не дав снять журналистам, в каком состоянии находились воздушные суда. Половина пассажиров при виде обледеневшего толстым слоем самолета сразу бы отказались лететь", - констатировал гендиректор "Аэрофлота".

Толщина ледяного покрытия на самолете, по словам техников, доходила до 5-6 см. В таких условиях срок обработки самолетов реагентами намного увеличился, вместо обычных 10 минут на каждое воздушное судно тратили по полтора - два часа. Да и самого реагента расходовалось намного больше.

По мнению топ-менеджера, ускорение процедуры обработки самолета антиобледенителем в ущерб тщательности было слишком рискованно. "Это был бы прямой удар по безопасности полетов в тех условиях, - убежден он. - В истории гражданской авиации были случаи, когда именно несоблюдение технологии предполетной подготовки самолетов приводило к самым печальным последствиям".

После коллапса в московском авиаузле Роспотребнадзор начал проверку аэропортов "Домодедово" и "Шереметьево" и их договоров с авиакомпаниями.

Накануне, 2 марта Минтранс России поддержал инициативу Общества защиты прав потребителей по увеличению размера ответственности авиаперевозчиков за задержку отправления воздушных судов. Изменений будут внесены в статью 120 Воздушного кодекса Российской Федерации.

По действующим нормам, за сутки, проведенные в аэропорту перевозчик заплатит пассажиру 600 рублей, что значительно ниже мировой практики. Потраченное время и судебные издержки обойдутся дороже.

Инициаторы изменений предлагают обязать авиакомпании выплачивать неустойку в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час просрочки. 28 февраля Общество защиты прав потребителей сообщило, что в Минтрансе уже приступили к разработке новой системы штрафов. Однако, пока неизвестно каким именно будет увеличение.

На данный момент, клиенты авиакомпаний могут потребовать компенсацию в 25% минимального размера оплаты труда за каждый час задержки рейса. Причем сумма компенсации не должна превышать половины от стоимости билета. В предложении Общества защиты прав потребителей говорится о том, что штрафы должны зависеть не от МРОТ, а от стоимости конкретного билета. С авиаперевозчиков предлагается брать за каждый час задержки по три процента от стоимости билета. Таким образом, компенсация за задержку рейса составит 72 процента от цены билета в сутки. Это значительно больше, чем раньше, когда авиаперевозчик платил по 600 рублей за сутки или по 25 рублей за каждый час задержки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка