О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия не долетела до Кейптауна

У российских покупателей транспортной техники возникли проблемы с получением льготных условий лизинга. Попытавшись использовать положения Кейптаунской конвенции, к которой Россия присоединилась в январе, "ЮТэйр" обнаружила, что в реальности они не действуют

У российских покупателей транспортной техники возникли проблемы с получением льготных условий лизинга. Попытавшись использовать положения Кейптаунской конвенции, к которой Россия присоединилась в январе, "ЮТэйр" обнаружила, что в реальности они не действуют. Дело в том, поясняют эксперты, что конвенция ратифицирована формально, без принятия всех необходимых оговорок.

Как стало известно "Ъ", авиакомпания "ЮТэйр" направила в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) письмо (копия есть у "Ъ"). Перевозчик просит АЭВТ обратиться в Минэкономики с предложением изменить ФЗ № 361 "О присоединении РФ к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".

Как рассказал один из участников рынка, "ЮТэйр" ведет переговоры о приобретении 20 новых самолетов Boeing 737 NG с опционом еще на 20 машин и надеялась получить так называемую кейптаунскую скидку, гарантированную компаниям стран-участниц конвенции. Финансист одного из крупнейших мировых производителей авиатехники пояснил "Ъ", что в рамках конвенции права лизингодателя гарантируются государством, где зарегистрирована компания-получатель техники, и поэтому применяется льготная лизинговая ставка. Используя положения конвенции, уточнил собеседник "Ъ", "ЮТэйр" могла бы сэкономить от $20 млн (порядка 4-5% на ежемесячном лизинговом платеже, или $10-15 тыс. с каждого самолета). Кроме того, Ex-Im Bank USA предоставляет гарантию в размере 30% от первоначального взноса, оговоренного в контракте, если Кейптаунская конвенция была ратифицирована со всеми необходимыми оговорками, добавляет топ-менеджер.

Конвенция о международных гарантиях в отношении прав на подвижное оборудование и Протокол по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении прав на подвижное оборудование были подписаны 16 ноября 2001 года на дипломатической конференции в Кейптауне (ЮАР). В настоящее время конвенцию подписали более 30 государств, включая Великобританию, Германию, Италию, Китай, США, Турцию, Швейцарию, ЮАР и другие страны.

Но "ЮТэйр" использовать положения конвенции не смогла. "Иностранный банк отказался рассчитывать договор лизинга "ЮТэйр" по пониженной процентной ставке? и Ex-Im Bank гарантий компании тоже не дал",- рассказывает источник "Ъ", знакомый с ситуацией. В "ЮТэйр" эту информацию не комментируют.

"Необходимые оговорки (заявления) нашей страной приняты не были, ратификация конвенции имела чисто формальный характер,- поясняет эксперт комитета по транспорту Госдумы Виталий Бордунов.- Это препятствует полноценному и эффективному применению конвенции и протокола в интересах российских компаний". Гендиректор ЗАО "Сбербанк Лизинг" Дмитрий Зотов полагает, что в первую очередь важно положение конвенции о защите прав кредитора при неисполнении должником своих обязательств. Лизингодатель должен иметь право самостоятельно дерегистрировать и возвратить свою собственность (ст. XIII конвенции). Необходимо также обеспечить приоритет прав лизингодателя на объект по отношению к другим кредиторам в случае дефолта (ст. VIII).

Дмитрий Зотов отмечает, что конвенция регулирует в основном взаимоотношения участников авиационного рынка, но также ею могут воспользоваться железнодорожные компании и даже получатели оборудования для космодромов, спутников и другой техники. В ОАО РЖД подтвердили, что ее дочерние операторы могли бы воспользоваться льготами в рамках конвенции, так как покупают технику по договорам лизинга.

Финансист иностранного авиапроизводителя оценивает потенциальные выгоды российских транспортников от принятия Кейптаунской конвенции в полном объеме в $600 млн на ближайшие десять лет. Руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев полагает, что причины неопределенности, которая возникла при ратификации конвенции, обусловлены тем, что ее обсуждение носило закрытый характер внутри Минэкономики. Например, в "Трансаэро", которая в последние несколько лет активно выступала за ратификацию конвенции, подтвердили, что перевозчика к дискуссии не приглашали....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка