Коммерсантъ
14 марта 2011, 08:08
Российские самолеты заправят из бюджета
Новая отечественная авиатехника продолжает приносить убытки своим заказчикам. Чиновники признают, что государству придется субсидировать не только производство, но и использование убыточных самолетов
Убыток авиакомпании ГТК "Россия" от эксплуатации шести Ан-148 в 2010 году составил 300 млн руб., сообщил в пятницу на коллегии Росавиации глава ведомства Александр Нерадько. "Расходы были связаны с вводом нового типа самолета, и все они стали финансовым бременем для авиакомпании",- пояснил он. Поэтому на первом этапе эксплуатантам российской техники нужна господдержка, полагает чиновник. Источник в отрасли поясняет, что 100 млн руб. составили убытки, связанные с недоработкой конструкции самолета. После их выявления два Ан-148 были отозваны на Воронежский авиазавод, где в течение нескольких месяцев осуществлялась их доводка. Оставшиеся 200 млн руб.- это затраты на обучение летчиков и инженеров, сертификацию аэропортов для приема Ан-148 (1 млн руб. за каждый аэропорт).
Ан-148 - российско-украинский ближнемагистральный самолет, рассчитан на перевозку 70-99 пассажиров. Максимальная дальность полета - 4400 км. Эксплуатация началась в декабре 2009 года, совокупный портфель заказов от авиакомпаний и госструктур (Минобороны, МЧС) - 174 самолета, стоимость каждого - около $23 млн. Стартовый заказчик на Украине - "Аэросвит", в России - "Россия".
Александр Нерадько добавил, что с аналогичными проблемами могут столкнуться и другие эксплуатанты российской авиатехники, например "Аэрофлот", который в ближайшее время должен получить региональный самолет SSJ. При этом чиновник добавил, что сроки поставки SSJ "постоянно переносятся и говорить о затратах рано". Исходно поставки планировались на 2008 год, последняя отсрочка - с декабря 2010 года на первый квартал 2011-го. В начале февраля самолет получил сертификат эксплуатанта. Но источник "Ъ" в "Аэрофлоте" утверждает, что сроки могут быть вновь пересмотрены, поэтому компания уже исключила SSJ из летнего расписания 2011 года. Кроме того, еще осенью "Аэрофлот" высказывал претензии по несоответствию самолета исходно заявленным характеристикам, в частности по расходу топлива, что важно для экономики эксплуатации самолета.
Производитель российской авиатехники, государственная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), признает, что постоянные проблемы с эксплуатацией отечественной техники - сбои в поставках, несоответствие летно-технических характеристик заявленным - связаны с общим упадком в отрасли, потерей кадров и отсталостью российского авиапрома. По словам источника "Ъ" в ОАК, производитель сам несет убытки на гражданской технике - по 100 млн руб. и более на каждом самолете. Однако государство продолжает настаивать на том, что Россия должна "сохранить статус авиационной державы", и готово для этого поддерживать и производителей, и потребителей отечественных самолетов. В 2009-2010 годах, согласно ФЦП "Развитие российской авиационной промышленности до 2015 года", на авиапром государством уже было выделено порядка 100 млрд руб. Кроме того, ОАК получила антикризисную поддержку в размере 93 млрд руб.
Глава "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов отмечает, что лизинговые ставки по российским самолетам уже частично оплачиваются государством. Но крупнейший эксплуатант отечественной техники Red Wings (девять Ту-204) считает это недостаточным. По оценкам перевозчика, себестоимость эксплуатации Ту-204 на 30% больше, чем, например, аналогичного европейского А320. "При этом не берутся в расчет частота ремонта и смены агрегатов, простой самолетов из-за ремонта на заводе в Ульяновске и другие факторы, ведущие к серьезному удорожанию эксплуатации самолетов",- рассказали в Red Wings.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает, что ввод любой новой техники всегда ухудшает экономику перевозчиков. Глава аналитического отдела "АвиаПорта" Олег Пантелеев добавляет, что компенсировать убытки в данном случае перевозчикам может только государство.
Глава "России" Сергей Белов в декабре 2010 года уже обратился к вице-премьеру Сергею Иванову с письмом о необходимости дополнительных мер по поддержке эксплуатантов российской авиатехники. В частности, он предложил сократить стоимость аэропортового обслуживания Ан-148 на 50% и предоставить льготы по его послепродажному обслуживанию. Похожий документ направил в правительство и глава "Аэрофлота" Виталий Савельев, заявив, что компания готова закупать самолеты отечественного производства только при условии снижения цен, предоставления гарантий по срокам поставки самолетов и обеспечения соответствия реальных летно-технических характеристик заявленным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
