Автор: Елизавета Сурначева
Опубликовано: 01.04.2011, 22:15
 

"Не на чем будет летать президенту великой страны"

Дмитрий Медведев раскритиковал отечественный авиапром на примере собственного борта № 1


[image]

Президент раскритиковал отечественный авиапром на примере собственного Ту-214. Лайнер оказался тряский и ненадежный, после нескольких полетов его пришлось вернуть на доработку, а пока для полетов первого лица управделами заказывает зарубежные самолеты. В Белом доме уже успели позавидовать коллегам из президентского окружения.

Отечественное авиастроение подвело главу государства: поводом для расстройства стал борт № 1 Дмитрия Медведева. На совещании Совета безопасности, посвященном развитию российской авиации, президент проиллюстрировал проблемы отрасли на собственном примере. "К сожалению, даже новые самолеты имеют проблемы, и в этом я убедился на личном опыте, - посетовал Медведев. - Нужно вкалывать, а не деньги требовать".

Как рассказал "Газете.Ru" источник в Кремле, президент остался недоволен своим Ту-214, первый полет на котором совершил в конце октября 2010 года в Набережные Челны и Астрахань, а после летал им еще несколько раз. Нарекания пассажиров борта номер один вызвали повышенная вибрация и шум. В одном из полетов возникли проблемы со стойкой шасси, уточнил источник.

Другой собеседник "Газеты.Ru" рассказал, что стоит за этими обтекаемыми фразами: в воздухе самолет сильно трясет, а в одном из первых его полетов на внутренней обшивке салона разошлись швы.

По информации "Газеты.Ru", вскоре после того как на стенах салона полопалась обшивка, в компанию, которая занималась его внутренним оборудованием, пришла с проверкой прокуратура. Игорь Шевчук, генконструктор разработавшего самолет ОКБ Туполева, вскоре умер от острой сердечной недостаточности. Ему было всего 57 лет, 35 из которых он работал в туполевском бюро.

После жесткой посадки из-за проблемы со стойкой шасси президентский самолет был отправлен на доработку к производителю - в казанское КАПО имени Горбунова. "Новый прекрасный самолет стоимостью порядка 50 миллионов долларов к эксплуатации сейчас непригоден. Его буквально по винтикам перебирают, чтобы понять, в чем проблема, - сказал кремлевский чиновник. - Если дальше так пойдет, то не на чем будет летать президенту великой страны".

Сейчас в президентском авиапарке четыре Ту-214. Все они были изготовлены в Казани по спецзаказу управления делами президента РФ. Их ввели в авиапарк около года назад. Два самолета-ретранслятора, которые обеспечивают борту № 1 связь с наземными объектами и другими самолетами, приняли еще летом 2010 года. Борт, которым президент летал в Набережные Челны, был передан управделами в октябре 2010 года. Четвертый экземпляр получили десять дней назад, 21 марта 2011 года, в день пятнадцатилетия первого полета Ту-214.

Этот самолет (точнее, его основная модификация Ту-204) был разработан ОКБ Туполева в начале 1990-х. Он должен был заменить массовый среднемагистральный Ту-154, однако к моменту ввода новинки в эксплуатацию в середине 1990-х подержанная западная авиатехника оказалась более выгодной. Поэтому такой же массовой, как Ту-154, новая "Тушка" не стала - к настоящему моменту произведено около полусотни машин разных версий и комплектаций. Они стоят на дальнемагистральных рейсах Red Wings, "Трансаэро" и "Дальавиа".

База проекта Ту-214 не вполне отвечает требованиям безопасности, признает Олег Пантелеев, глава информслужбы "Авиапорт". "Для президентского борта существует ограничение на импортную электронику. Отечественные разработки часто не отвечают международным стандартам", - заметил эксперт. Он добавляет, что массовость производства позволяет быстрее выявлять технические недостатки лайнеров, но масштабы выпуска ТУ-214 ограничены. "Самолеты выпускаются в ограниченном количестве с интервалом в несколько лет", - заметил Пантелеев. В казанском КАПО отказались от комментариев, сославшись на отсутствие уполномоченных менеджеров.

Однако полностью отказываться от Ту-214 управделами не намерено - более того, управление ждет исполнения заказа на поставку еще одного Ту-214. Стоимость контракта, заключенного в ноябре 2010 года,1,33 млрд рублей.

Впрочем буквально накануне совещания в Совбезе стало известно, что президентский авиапарк, в котором сейчас есть только отечественные лайнеры, планируется пополнить самолетами иностранного производства - короткомагистральным Falcon-900 и двумя среднемагистральными Airbus-319 в комплектации corporate jet. "Мы вынуждены закупать иностранные самолеты, которые отсутствуют в линейке отечественного авиапрома", - сказал "Газете.Ru" пресс-секретарь управделами Виктор Хреков. К тому же Falcon дешевле в эксплуатации: его полет обходится дешевле, чем полет Ty-214, который и не каждый аэродром может принять. На импортные самолеты управление потратит 6,7 млрд рублей.

Чиновники из аппарата премьера уже успели позавидовать коллегам из президентского окружения, признался источник "Газеты.Ru" в Белом доме. Известно, что Владимир Путин неравнодушен к отечественной авиатехнике, какой бы проблемной она ни была, и отказывается от закупок иностранных бортов. А вот членам делегации нередко становится страшно в частых перелетах, говорит собеседник "Газеты.Ru".

Сейчас в авиапарке первых лиц государства помимо Ту-214 есть несколько Ил-96, Ту-154, Ту-134, Ил-62, Як-40 и вертолеты Ми-8. Следом за президентским самолетом всегда летит еще один лайнер той же модели, резервный. Премьер же обходится только одним бортом.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 апреля 2011 года | Дайджест публикаций за 1 апреля 2011 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пантелеев Олег, Дальавиа, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ил-62 М, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Як-40, Ту-214, Авиационная промышленность, Ту-154М, Ту-154, Ту-134, Ми-8, Ред Вингс, Эрбас, А319 (в процессе тестирования)