RBC Daily
4 апреля 2011, 09:06
ВТО признала полученные Boeing государственные субсидии в размере 5,3 млрд долларов незаконными
Европа празднует победу в многолетнем правовом споре между авиакомпаниями Boeing и Airbus. На прошлой неделе ВТО признала, что с 1989 по 2006 год Boeing получал незаконные государственные субсидии от США
"Принятое ВТО решение ясно свидетельствует о том, что Boeing получал значительные субсидии в прошлом, - сказано в заявлении члена Европейской комиссии Карла де Гюхта. - Эти субсидии нанесли существенный ущерб интересам Евросоюза и привели к потери объема выручки Airbus, снижению цен на самолеты и несправедливой потере доли на рынке в пользу Boeing". Он также отмечает, что многомиллиардное субсидирование Вашингтоном продолжается и сейчас.
В свою очередь Boeing заявил, что рассматривает нынешнее решение ВТО как свою победу. По оценке американского концерна, арбитраж организации поддержал лишь 20% финансовых претензий Евросоюза.
Примечательно, что инициатором тяжбы, которую уже окрестили как "самое сложное и дорогое дело в истории ВТО", выступила американская сторона. В 2004 году США обратились в организацию, утверждая, что Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS), производящий самолеты Airbus, пользуется низкопроцентными правительственными ссудами для новых воздушных программ. В частности, они указывали, что субсидии стран ЕС (Франции, Германии, Великобритании, Испании) поступали в виде льготных кредитов и составляли примерно треть от трат Airbus на развитие. Спустя несколько лет разбирательств уже в июле 2010 года ВТО признала факты помощи и решила, что Airbus должен вернуть государствам-спонсорам 4 млрд долл.
Вскоре европейцы выдвинули встречные претензии, благодаря которым стало ясно, что и Boeing не без греха. Согласно содержащимся в жалобе ЕС данным, Boeing оказался в выигрыше за счет научно-исследовательской поддержки и налоговых льгот. Как пояснили РБК daily в Лондонской школе экономики (LSE), на протяжении многих лет обе стороны собирали друг на друга компромат, чтобы в случае чего направить его на рассмотрение в ВТО. "ЕС всегда недвусмысленно давал понять, что если США решатся на это, то и они со своей стороны не будут мешкать с жалобой. Эти обоюдные угрозы служили сдерживающим фактором. А когда США все-таки обратились в ВТО за поддержкой, Европе не оставалось ничего, кроме как подать встречную жалобу", - рассказал на условиях анонимности эксперт LSE.
Хотя ВТО попыталась удовлетворить обе стороны, ставить точку в споре двух авиагигантов пока рано. Дело в том, что менее чем через сутки после оглашения решения европейская сторона подала апелляцию по некоторым пунктам вердикта. Такая спешка, как считают ряд аналитиков, даст ЕС тактическое преимущество: давление сейчас на Boeing возрастет, и компания попытается как можно скорее выдвинуть очередное встречное обвинение, которое за нехваткой времени на подготовку окажется потенциально слабее европейского.
В ЕС комментируют ситуацию иначе. "Мы возьмем инициативу по апелляции на себя, так как наша заявка значительно короче американской, ведь Вашингтон проиграл по многим пунктам, - цитирует сайт Europolitics представителя ЕС. - Кроме того, мы хотим компенсировать временной разрыв между делом Boeing и Airbus". Так, несмотря на то что рассмотрение обеих жалоб началось в один день (6 октября 2004 года), претензия США к Airbus была удовлетворена на несколько месяцев раньше, из-за чего возникли опасения, что ЕС мог уже прекратить субсидировать Airbus, в то время как США это только предстоит сделать.
Правда, как отмечают эксперты, решения ВТО носят рекомендательный характер и не имеют обязательной к исполнению силы. "Так как вердикт ВТО недостаточен, ЕС подстраховывается, чтобы получить уже юридическое решение, конечно, благоприятное для Airbus", - считает адвокат "Арутюнов и партнеры" Александр Арутюнов....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
Аэропорт Дубая ограничил число прибывающих рейсов на 48 часов
Апрель 19, 2024
Филиппины получили от Индии первую партию ракет BrahMos