О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВТО признала полученные Boeing государственные субсидии в размере 5,3 млрд долларов незаконными

Европа празднует победу в многолетнем правовом споре между авиакомпаниями Boeing и Airbus. На прошлой неделе ВТО признала, что с 1989 по 2006 год Boeing получал незаконные государственные субсидии от США

Европа празднует победу в многолетнем правовом споре между авиакомпаниями Boeing и Airbus. На прошлой неделе Всемирная торговая организация (ВТО) признала, что с 1989 по 2006 год Boeing получал незаконные государственные субсидии от США. По оценке организации, общая сумма платежей составила как минимум 5,3 млрд долл., включая денежные вложения НАСА.

"Принятое ВТО решение ясно свидетельствует о том, что Boeing получал значительные субсидии в прошлом, - сказано в заявлении члена Европейской комиссии Карла де Гюхта. - Эти субсидии нанесли существенный ущерб интересам Евросоюза и привели к потери объема выручки Airbus, снижению цен на самолеты и несправедливой потере доли на рынке в пользу Boeing". Он также отмечает, что многомиллиардное субсидирование Вашингтоном продолжается и сейчас.

В свою очередь Boeing заявил, что рассматривает нынешнее решение ВТО как свою победу. По оценке американского концерна, арбитраж организации поддержал лишь 20% финансовых претензий Евросоюза.

Примечательно, что инициатором тяжбы, которую уже окрестили как "самое сложное и дорогое дело в истории ВТО", выступила американская сторона. В 2004 году США обратились в организацию, утверждая, что Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS), производящий самолеты Airbus, пользуется низкопроцентными правительственными ссудами для новых воздушных программ. В частности, они указывали, что субсидии стран ЕС (Франции, Германии, Великобритании, Испании) поступали в виде льготных кредитов и составляли примерно треть от трат Airbus на развитие. Спустя несколько лет разбирательств уже в июле 2010 года ВТО признала факты помощи и решила, что Airbus должен вернуть государствам-спонсорам 4 млрд долл.

Вскоре европейцы выдвинули встречные претензии, благодаря которым стало ясно, что и Boeing не без греха. Согласно содержащимся в жалобе ЕС данным, Boeing оказался в выигрыше за счет научно-исследовательской поддержки и налоговых льгот. Как пояснили РБК daily в Лондонской школе экономики (LSE), на протяжении многих лет обе стороны собирали друг на друга компромат, чтобы в случае чего направить его на рассмотрение в ВТО. "ЕС всегда недвусмысленно давал понять, что если США решатся на это, то и они со своей стороны не будут мешкать с жалобой. Эти обоюдные угрозы служили сдерживающим фактором. А когда США все-таки обратились в ВТО за поддержкой, Европе не оставалось ничего, кроме как подать встречную жалобу", - рассказал на условиях анонимности эксперт LSE.

Хотя ВТО попыталась удовлетворить обе стороны, ставить точку в споре двух авиагигантов пока рано. Дело в том, что менее чем через сутки после оглашения решения европейская сторона подала апелляцию по некоторым пунктам вердикта. Такая спешка, как считают ряд аналитиков, даст ЕС тактическое преимущество: давление сейчас на Boeing возрастет, и компания попытается как можно скорее выдвинуть очередное встречное обвинение, которое за нехваткой времени на подготовку окажется потенциально слабее европейского.

В ЕС комментируют ситуацию иначе. "Мы возьмем инициативу по апелляции на себя, так как наша заявка значительно короче американской, ведь Вашингтон проиграл по многим пунктам, - цитирует сайт Europolitics представителя ЕС. - Кроме того, мы хотим компенсировать временной разрыв между делом Boeing и Airbus". Так, несмотря на то что рассмотрение обеих жалоб началось в один день (6 октября 2004 года), претензия США к Airbus была удовлетворена на несколько месяцев раньше, из-за чего возникли опасения, что ЕС мог уже прекратить субсидировать Airbus, в то время как США это только предстоит сделать.

Правда, как отмечают эксперты, решения ВТО носят рекомендательный характер и не имеют обязательной к исполнению силы. "Так как вердикт ВТО недостаточен, ЕС подстраховывается, чтобы получить уже юридическое решение, конечно, благоприятное для Airbus", - считает адвокат "Арутюнов и партнеры" Александр Арутюнов....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка