Автор: Ярослав Козулин
Опубликовано: 04.04.2011, 15:55
 

Поиски дали результат

Обнаружены турбины и элементы крыльев разбившегося над Атлантикой лайнера Airbus A330


Сотрудники Бюро расследования авиапроисшествий Франции в понедельник обнаружили части разбившегося 1 июня 2009 года самолета Airbus A330. Среди фрагментов найдены "турбины и некоторые элементы крыльев" упавшего в Атлантику лайнера. Обнаружить обломки удалось с помощью высокотехнологичной аппаратуры, способной вести поиски на глубине до четырех километров.

В ночь на понедельник участники поисковой операции обнаружили обломки разбившегося 1 июня 2009 года над Атлантикой лайнера Airbus A330, унесшего жизни 228 человек (216 пассажиров и 12 членов экипажа), сообщает РИА "Новости", ссылаясь на представителя Бюро расследования авиапроисшествий Франции (BEA).

Обломки были найдены на побережье Бразилии, точные координаты обнаружения частей самолета не сообщаются. По заявлению руководителя BEA Жана-Поля Троадека, которого цитируют бразильские СМИ, фрагменты Airbus A330 расположены достаточно компактно на участке дна.

Среди найденных обломков "турбины и некоторые элементы крыльев" самолета, отметил Троадек. Для обнаружения деталей были использованы три мини-субмарины, способные погружаться на глубину до 4 тыс. метров и оснащенные сенсорами.

Отметим, что это уже четвертая операция по поиску бортовых самописцев лайнера. Экспедиция вышла в район поисков из порта Суапе в северо-восточном бразильском штате Пернамбуку 23 марта. Ей предстояло обследовать 10 тыс. кв. километров морского дна со сложным рельефом.

При этом эксперты, в том числе российские, сразу предупреждали, что поисковая операция будет непростой и займет много времени. Так, офицер российского ВМФ, специализирующийся на глубоководных операциях, на условиях анонимности рассказывал газете ВЗГЛЯД: "Для начала необходимо найти обломки лайнера, и это само по себе непросто. Если был взрыв, который разметал осколки, то квадрат поисков может быть 40 на 40 километров. Чтобы прочесать такой квадрат под водой, понадобится год. Но даже если лайнер ушел в воду целым и покоится на дне, найти его очень сложно".

По словам подводника, части корпуса могут быть разбросаны на большом расстоянии вследствие падения с высоты, особенностей рельефа дна и подводных течений. "Разброс только за счет течений может достигать нескольких десятков километров", - заметил офицер. При этом, отметил он, главное - не только найти обломки лайнера, но и отыскать среди них черный ящик, что само по себе проблематично.

Напомним, пассажирский авиалайнер Airbus 330, принадлежащий французской авиакомпании Air France, пропал с экранов радаров в районе побережья Бразилии утром 1 июня. На борту самолета находились 216 пассажиров и 12 членов экипажа, среди них 126 мужчин, 82 женщины и 8 детей.

Самолет должен был прибыть из Рио-де-Жанейро в парижский международный аэропорт Руасси-Шарль де Голль. Бюро расследования авиапроисшествий Франции незамедлительно начало расследование инцидента, но по горячим следам выяснить, что произошло с лайнером, не удалось.

Обломки самолета нашли вечером 2 июня в 650 километрах от побережья Бразилии, в районе архипелага Фернанду-де-Норонья. Официальное подтверждение, что они принадлежат именно французскому Airbus A330, пришло 4 июня. Тогда же в Бразилии был объявлен трехдневный траур.

15 июня 2009 года авиационные эксперты выдвинули версию о том, что у погибшего самолета были неполадки с рулевой системой, а сам аэробус развалился в воздухе еще до падения в океан. Эта версия была выдвинута на основании 24 автоматических сообщений, которые послал самолет A-330 перед падением в Атлантику: среди них было сообщение о неполадке руля.

В свою очередь система регистрации сообщений зафиксировала, что многие приборы вышли из строя задолго до того, как лайнер погрузился в океанскую пучину. При этом в первую очередь оказались повреждены датчики скорости. Аппаратура в кабине пилотов также успела зафиксировать изменения давления, что может быть связано с резким набором высоты или снижением.

Позже нашли тела погибших, правда, далеко не всех. В общей сложности было найдено и опознано 51 тело. Примечательно, что тела обнаружили в радиусе 80 км от места, где самолет перестал выходить на связь (03 градуса 57 минут северной широты и 030 градусов 37 минут западной долготы).

Впоследствии версию о развале самолета в воздухе опровергли. 2 июля 2009 года представитель следственной группы Бюро расследования авиапроисшествий Франции заявил, что аэробус был абсолютно исправен и разрушился не в воздухе, а от удара о водную поверхность при сильной скорости.

"Самолет был в хорошем состоянии, никаких нарушений не отмечено. Он вылетел из Рио без технических проблем", - заявил тогда руководитель следственной группы Ален Буийяр. По его словам, у экипажа не было проблем со связью, и никаких сигналов бедствия не было отмечено ни другими самолетами, ни диспетчерами, ни спутниками.

По словам Буийяра, следствие пришло к выводу, что самолет не разрушился в воздухе, как предполагалось ранее, а разбился о поверхность воды при сильном вертикальном ускорении. Что касается погодных условий, то они также не были сверхъестественными в районе крушения аэробуса.

"До последней точки самолет летел в соответствии с предусмотренным маршрутом. В метеорологической ситуации не было ничего исключительного, в районе экватора такая ситуация обычно и складывается", - заявил Буийяр. По его словам, там наблюдалась межтропическая конвергенция. Среди пилотов эту зону часто называют "черный горшок", то есть место, где теплый воздух с поверхности океана резко поднимается вверх и остывает, превращаясь в плотные кучево-дождевые облака. Попав в такое облако, самолет может обледенеть за несколько секунд.

Кроме всего прочего рассматривалась и версия террористического акта: якобы на борту разбившегося рейса находились два пассажира, которые могли быть связаны с исламским терроризмом. На место трагедии были направлены агенты французских спецслужб, которые установили, что два имени в списках пассажиров рейса AF 447 совпадали с теми, что были в закрытых списках исламских фундаменталистов, представляющих угрозу для Франции.

Версия о теракте изначально была озвучена как одна из предполагаемых, но вскоре после обнаружения района падения лайнера она была исключена: министр обороны Бразилии Нелсон Жобим заявил, что взрыва на борту не было. "Нет никаких признаков этого", - заверил он, пояснив, что характер масляного пятна на поверхности океана противоречит этой версии.

Однако позднее выяснилось, что разлитое на поверхности воды топливо не керосин, а значит, не принадлежит самолету; таким образом, версия о взрыве на борту снова получила право на существование.

Впрочем, все выдвинутые версии носят чисто теоретический характер. Подтвердить или опровергнуть их возможно только после расшифровки черных ящиков, которые так и не были подняты на поверхность и из-за долгого нахождения в воде уже не смогут что-то рассказать о катастрофе.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 апреля 2011 года | Дайджест публикаций за 4 апреля 2011 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: A330-200, Air France, Airbus (в процессе тестирования)