О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У авиаперевозчиков-монополистов отнимают 10% рынка

Приближающийся сезон отпусков заставил политиков задуматься над высокими ценами авиаперелетов. Результатом стал законопроект, предлагающий существенно ужесточить правила антимонопольного регулирования в сфере авиаперевозок

Приближающийся сезон отпусков заставил политиков задуматься над высокими ценами авиаперелетов. Результатом стал законопроект, предлагающий существенно ужесточить правила антимонопольного регулирования в сфере авиаперевозок и расширяющий полномочия антимонопольной службы. В самой службе к инициативе относятся с осторожностью.

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О естественных монополиях"" был внесен депутатом от "Единой России" Андреем Голушко во вторник, 5 апреля. По словам автора документа, он направлен на повышение конкуренции в сфере пассажирских авиаперевозок и, как следствие, ограничить возможностей авиакомпаний завышать цены на билеты.

"В настоящее время можно говорить об актуализации проблем недостаточного развития конкуренции на авиарынке, нерегулируемого роста цен на авиабилеты, и, как следствие, ухудшении условий пассажирских авиаперевозок и развития рынка указанных услуг",- мотивируется необходимость ужесточения антимонопольного регулирования деятельности авиаперевозчиков в пояснительной записке.

25% доминирования

В качестве первоочередной меры Андрей Голушко предлагает снизить "порог доминирования" на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок до 25%. Согласно действующему закону "О защите конкуренции", компания, доля рынка, заняв которую компания может быть признана доминирующей, составляет 35%. "Сложившаяся практика показывает, что этого недостаточно,- пояснил GZT.RU автор законопроекта.- Надо дать возможность Федеральной антимонопольной службе на более низком уровне обращать внимание на ценовую политику авиакомпаний".

Кроме снижения планки, после которой ФАС будет иметь законные возможности применять меры антимонопольного регулирования, законопроектом предусматривается наделить службу дополнительными полномочиями. В частности, предполагается, что ФАС сможет "разрабатывать и утверждать методику, в соответствии с которой устанавливаются тарифы на услуги авиакомпаний по организации пассажирских авиаперевозок на внутренних рейсах" и вносить предложения о выдаче "сезонных" лицензий недорогим авиакомпаниям, в том числе иностранным, "для осуществления авиаперевозок по основным направлениям в период повышенного спроса".

"Технические возможности наших аэропортов неблестящи",- признал Андрей Голушко в ответ на вопрос GZT.RU, смогут ли российские авиаузлы справиться с неизбежным в случае введения "сезонных" лицензий наплывом новых перевозчиков. Однако резервы для обслуживания большего числа рейсов, авиакомпаний и пассажиров есть, уверен он.

С этим согласны и сами аэропорты. В частности, пресс-секретарь Шереметьево Роман Генис заявил GZT.RU: "У Шереметьево есть возможности для дальнейшего наращивания пассажироптока, и в случае необходимости мы будем адекватно реагировать на новые обстоятельства".

Урюпинск- не Шереметьево

Также предлагается "в рамках развития сегмента низкостоимостных перевозок" дать антимонопольному ведомству полномочия "вносить в органы сертификации гражданских аэропортов предложения о введении специальной системы сертификации регионального аэродромного обслуживания и гражданских аэропортов субъектов Российской Федерации".

"Региональная система сертификации должна отличаться от требований, предъявляемым к крупным аэропортам,- подчеркивается в пояснительной записке.- В этом случае там смогут работать авиакомпании, предоставляющие услуги эконом класса".

Как рассказал GZT.RU Андрей Голушко, речь идет о снижении требований к региональным аэропортам в части, касающейся уровня безопасности, технического оснащения, аэродромного оборудования и т.д. "Если мы мечтаем о возрождении регионального рынка авиаперевозок, требования к региональным аэропортам и крупным авиаузлам не могут быть идентичны. Понятно, что нельзя предъявлять одинаковые требования к аэропорту, скажем, Урюпинска и Шереметьево-2",- говорит автор законопроекта.

В настоящее время, по его словам, законодательство не дает возможности дифференцированного подхода к аэропортам разных уровней.

"Систему нужно менять"

В Федеральной антимонопольной службе к инициативе депутата, предлагающего наделить ФАС дополнительными полномочиями, отнеслись осторожно. Как сообщили GZT.RU в пресс-службе ведомства, Андрей Голушко отправлял им свои предложения, однако инициатив, вошедших в законопроект, они раньше не видели.

"Нужно понять, как будет этот порог рассчитываться- прокомментировал представитель ФАС предложение снизить планку доминирования до 25%.- У нас в некоторые регионы летают 1-2 авиакомпании". Именно от того, какова будет методика определения доминирующего положения, будет зависеть эффективность предложенных мер, добавил собеседник GZT.RU. До тех пор, пока конкретный механизм не разработан, оценить перспективность инициатив Андрея Голушко в ведомстве не могут.

Что же касается предложения наделить ФАС полномочиями в сфере сертификации аэропортов, то, как признают в службе, "систему нужно менять". Однако ФАС этим никогда не занималась и не занимается, отметил собеседник GZT.RU .

При этом данные ФАС свидетельствуют, что проблема с нарушением антимонопольного законодательства в авиаперевозках действительно существует. "За 2009-2010 годы ФАС было рассмотрено 63 дела в этой области",- сообщили GZT.RU в пресс-службе ведомства. Правда, в это число вошли не только нарушения самих перевозчиков, но и дела против поставщиков ГСМ и компаний, предоставляющих аэропортовые услуги....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка