О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мотор пермской школы

Генеральному конструктору и управляющему директору ОАО "Авиадвигатель" А.Иноземцеву исполняется 60 лет

Генеральному конструктору и управляющему директору ОАО "Авиадвигатель" Александру Александровичу Иноземцеву исполняется 60 лет. Деятельность знаменитого КБ, созданного и прославленного Аркадием Швецовым и Павлом Соловьевым, в последний период связана с именем Александра Иноземцева.

Александр Александрович Иноземцев - профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии и Премии имени А.Н.Косыгина "За большие достижения в решении проблем развития экономики России", кавалер Ордена Почета, медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, ордена Петра Великого II степени "За укрепление государства Российского".

Конструктор

Не будет преувеличением сказать, что мостик между великой авиационной державой, какой был Советский Союз, и нынешней возрождающейся и постепенно набирающей силу авиационной Россией, этот хрупкий мостик удержался на одном двигателе - пермском ПС-90А. Свое веское слово об этом моменте еще предстоит сказать экспертам и историкам авиации. Но одно несомненно. Сертифицированный с неимоверными трудностями в 1992 году в условиях развалившейся некогда мощной структуры авиационной промышленности, ПС-90А дал жизнь новым российским самолетам Ил-96-300/400, Ил-76МФ и Ту-204/214. Тем самым был сдержан поток иностранных самолетов и сохранены остатки системы отечественного самолето- и двигателестроения. Не будь у России высокоэкономичного и конкурентоспособного пермского двигателя, история магистральной и транспортной авиации нашей страны с 90-х годов прошлого столетия неизбежно писалась бы зарубежными самолетами.

Соловьев в должности генерального конструктора возглавлял пермское КБ до 1988 года. Но еще в 1983 году он назначил 32-летнего Александра Иноземцева главным конструктором двигателя ПС-90А и своим первым заместителем. Доверить судьбу своего главного детища, первого в российской авиации двигателя четвертого поколения, а по сути и судьбу родного бережно выпестованного КБ, Павел Александрович мог только человеку, в талант которого верил, которого мог оставить своим преемником. И Иноземцев не подвел. Ни своего учителя, ни конструкторский коллектив, ни отечественное двигателестроение. Двигатель не только выжил и вытянул за собой авиационную промышленность, он все эти годы активно развивался. Впервые российский двигатель был переведен на обслуживание по состоянию вместо снятия с крыла по выработке жестко установленного ресурса. Впервые российский двигатель получил международные сертификаты по шуму и выбросам вредных веществ, открыв тем самым для "Илов" и "Ту" аэропорты Европы и всего мира. И, во что мало, кто верил, - ПС-90А достиг невиданной в отечественной авиации наработки до снятия с крыла 8-9 и более тысяч часов. Ведь начальный ресурс 500 часов он получил фактически авансом, и дважды из-за серьезных дефектов и отсутствия средств на доводку ставился вопрос о снятии двигателя с эксплуатации и закрытии программы.

Но двигатель оказался крепкой закваски, а других у Соловьева никогда и не было. Пермская школа моторостроения сбоев не давала. Миновав период детских болезней, ПС-90А окреп и набрал силу.

Сегодня у ПС-90А, который параллельно доводке развивался и вширь, разработаны и сертифицированы модификации ПС-90А-76, ПС-90А1, ПС-90А2 для самолетов Ил-96-400, Ил-76МФ, Ту-204СМ и других.

Сегодня у России есть уникальный самолет М-55 "Геофизика", который международное сообщество использует для научных исследований верхних слоев атмосферы. А позволяет ему летать на невиданных высотах 20-22 км и в условиях неслыханно низких температур -90 град уникальный двигатель пермского КБ Д-30В12, созданный, как и ПС-90А в конце 80-х, начале 90-х годов.

Сегодня на объектах "Газпрома" и энергетики работают 580 газотурбинных установок двенадцати типов, программа разработки которых стартовала в ОАО "Авиадвигатель" в 1992 году.

Сегодня на стенде ОАО Авиадвигатель" испытывается газогенератор двигателя пятого поколения ПД-14, с которым связано будущее российской авиации, разработка которого финансируется государством. Руководитель проекта - генеральный конструктор Александр Иноземцев.

Ученый

Создать газотурбинный авиационный двигатель, самую сложную машину нашего времени, значит решить крупную многоплановую научную и техническую задачу. В основе работы ГТД лежат сложнейшие процессы газодинамики, автоматики, физики процессов горения, вибраций, акустики, механики, металловедения. А потому разработка газотурбинного двигателя невозможна без глубоких научных знаний и исследований.

Александр Александрович защитил докторскую диссертацию, посвященную разработке двухконтурных турбореактивных двигателей, в 1999 году. В 2003 году был избран заведующим кафедрой "Авиадвигатели" Пермского государственного технического университета. Иноземцев является автором 56 патентов, 3 авторских свидетельств на изобретения, 2 монографий, 9 учебников и учебных пособий, более 120 публикаций. Александр Иноземцев ведет большую работу по обобщению накопленного опыта проектирования авиационных двигателей и газотурбинных установок промышленного применения в виде монографий. В качестве заведующего кафедрой "Авиадвигатели" Александр Александрович уделяет большое внимание развитию пермской инженерной школы, воспитанию талантливых молодых конструкторов, укреплению материальной базы кафедры. Он оказывает также непосредственную поддержку работающим в "Авиадвигателе" аспирантам и ученым. Профессор А.А.Иноземцев - член докторского диссертационного совета ПГТУ, входит в состав редакционных советов журналов "Авиационная промышленность" и "Двигатель".

Директор

Иноземцев с 1997 года становится генеральным конструктором, а с 2001 года еще и генеральным директором КБ, сменив на этом посту Юрия Решетникова, бок о бок с которым преодолевал тяжелые времена, сохранял коллектив, заново выстраивал работу предприятия в рыночной экономике. Но Иноземцев не просто формальный лидер, каких подчас назначает акционер-собственник для удобства управления организацией. Александр Александрович - профессионал своего дела и лидер по своей сути. Он задает направления, он ставит самые высокие задачи и добивается их выполнения, он глубоко разбирается в расчетах и конструкциях, как отдельных узлов, так и двигателей в целом, он олицетворяет интеллектуальное и волевое начало всего коллектива. А еще он является признанным авторитетом, как для моторостроительных предприятий Перми, так и среди профессионалов отрасли.

Директор Иноземцев - это энергичный, но одновременно и вдумчивый, аналитический стиль руководства. Он разрабатывает и реализует стратегию развития предприятия, думая о перспективе, внедряет самые современные технологии и оборудование, строит испытательные стенды по последнему слову науки и техники, добивается поддержки своих проектов у властных структур, находит и убеждает заказчиков, плотно занимается вопросами кооперации. Директор Иноземцев - это хозяин, заботящийся о предприятии и людях, работающих на нем. Достаточно взглянуть на рабочие места инженеров и конструкторов, а также вспомнить, какими они были 10-12 лет назад. Это будет убедительнее всяких слов.

Президент АССАД Виктор Чуйко так говорит об Иноземцеве: "Александр Александрович - продолжатель лучших традиций всемирно известной Пермской школы газотурбостроения, постоянно нацеленной на перспективу и массовую эксплуатацию созданных двигателей. …Новые предложения А.А.Иноземцева по созданию семьи двигателей для пассажирских и транспортных самолетов на базе перспективного газогенератора легли в основу стратегии развития газотурбинного двигателестроения страны. Глубокая компетентность, постоянный творческий поиск, высокая культура общения, …доброжелательность и юмор - черты характера Александра Александровича".

Про таких директоров говорят "локомотив", тянущий за собой весь поезд. А мы скажем "мотор". Мотор пермской школы, которая сбоев не давала, не дает и не даст!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "ОДК-Авиадвигатель"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка