О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

15 апреля 1988 года совершил первый полет Ту-155

15 апреля 1988 года с аэродрома ЖЛИиДБ совершил первый полет Ту-155 под руководством летчика-испытателя В.Севанькаева, при этом силовая установка самолета работала на жидком водороде

15 апреля 1988 года с аэродрома ЖЛИиДБ совершил первый полет Ту-155 под руководством летчика-испытателя В.А. Севанькаева, при этом силовая установка самолета работала на жидком водороде.

Так начались первые летные испытания первого в мире экспериментального самолета, работающего на жидком водороде. Стоит отметить, что за несколько лет до этого считанные минуты в воздухе работал на жидком водороде двигатель, установленный на самолете В-58. Однако в этом случае топливо подавалось в двигатель "по-ракетному", т.е. из бака, находящегося под высоким давлением, что для самолетных баков неприемлемо. Первый полет экипажа В.А. Севанькаева продолжался 21 минуту и был успешно завершен. В июне 1988 года также успешно закончилась вся программа испытаний на жидком водороде. После этого самолет был переоборудован под использование сжиженного природного газа в качестве топлива, премьерный полет на котором состоялся 18 января 1989 года. Всего было выполнено более 70 полетов. Самолет демонстрировался в Ницце (Франция), Берлине (Германия), Праге (Чехия).

Испытания подтвердили возможность безопасной эксплуатации самолета на криогенных топливах, для чего на самолете было установлено около 30 новых систем. Не все они были в авиационном исполнении, однако все схемные решения были самолетными. В результате был разработан ряд проектов туполевских самолетов, использовавших криогенные топлива (Ту-204К, Ту-334К, Ту-136, Ту-144).

Внедрение самолетов, использующих криогенные топлива, решало ряд проблем:
  • водород, как энергоноситель, практически исключал вредные выбросы в атмосферу (оставались только окислы азота), - продукт его сгорания - вода;
  • благодаря большей почти в 3 раза, в сравнении с керосином, энергия сгорания водород значительно улучшает летно-технические характеристики;
  • без водорода невозможно было летать на гиперзвуковых скоростях, а также создавать авиационно-космические системы;
  • запасы водорода в природе практически неисчерпаемы, а его использование вписывается в природный круговорот воды.
Промежуточной ступенью при переходе от традиционного керосина к водороду должен был стать сжиженный природный газ. Он в несколько раз предпочтительнее керосина в экологическом отношении, значительно дешевле, а запасы его в России достаточно велики.

Так под руководством двух выдающихся ученых и инженеров - Алексея Андреевича Туполева и Николая Дмитриевича Кузнецова была проведена работа, обеспечившая нашей стране прорыв в совершенно новую перспективную для авиации сферу.

Характерно, что разработкой и постройкой самолета занималась молодая команда, средний возраст которой был значительно ниже 40 лет, что в СССР являлось огромной редкостью и техническим подвигом одновременно. В состав экипажа экспериментального Ту-155 вошли командир экипажа Владимир Севанькаев, второй пилот Андрей Талакин, борт - инженеры Юрий Кремлев и Анатолий Криулин и ведущий инженер - испытатель Валерий Архипов. Стоит отметить большой вклад в разработку Ту-155 В.А. Андреева, В.В. Малышева, В.И. Солозобова и В.Д. Борисова.

Руководство страны высоко оценило достижение туполевцев и всех, кто с ними работал. 15 участников работ стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации, многие участники удостоены высоких званий и правительственных наград.

Как отметил один из крупнейших американских инженеров Карл Бревер: "Русские совершили в авиации дело, соразмерное полету первого спутника Земли!"...
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Туполев"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка