О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Зуд в заду - лучший стимул для пилота?

Группа изобретателей Boeing запатентовали устройство Tactile Pilot Alert (TPA) для такитильного оповещения пилота

В былые времена пилоты чувствовали самолет "пятой точкой", поддерживая посредством филейных частей организма тактильный контакт с самолетом. Это давало забытое ныне в гражданской авиации чувство единения с машиной, а сейчас через мягкое пилотское кресло ничего особенного не почувствуешь. Но "Боинг" готов вернуть летчикам забытые ощущения!

В конце января этого года группа изобретателей этой фирмы, в числе которых был летчик-испытатель Фрэнк Сантони, запатентовали устройство Tactile Pilot Alert (TPA) для такитильного оповещения пилота. Воздействовать на летчиков предполагается через их зады, разместив в подушке кресла некий прибор, который, вибрируя, будет привлекать внимание пилота к некоторым обстоятельствам в ходе полета.

Идея, несомненно, здравая. Сейчас в кабинах используется только визуальное и звуковое оповещение, причем последнее используется в самых крайних случаях, требующих немедленной реакции пилота. Звуком пилота информируют о сближении с землей, приближении сваливания, опасности столкновения с другим самолетом и т.п., а большая часть извещений отображается лампочками в кабине и сообщениями на экранах.

Увеличивать количество звуковых сигналов неперспективно, поскольку чем больше их разнообразие, тем труднее своевременно и правильно реагировать на них пилоту. Лампочки и мониторные извещения пилоты регулярно ухитряются игнорировать, иногда с катастрофическими последствиями. Следовательно, бывают на борту самолета события, к которым надо непременно привлечь внимание пилота, по возможности не используя звуковой канал.

До сих пор к тактильным устройствам извещения относился разве только шейкер штурвала, предупреждающий о близости сваливания, но согласитесь, наибольшая площадь контакта пилота с самолетом находится в несколько другом месте, на которое и решено воздействовать.

Воздействие предполагается посредством пары подвижных штырей (по одному под каждую ягодицу), скрытых в кресле, которые способны вибрировать с разной амплитудой, частотой и продолжительностью в зависимости от того, что именно требуется донести до пилота. Кроме того, штыри способны и легонько толкать пилота для увеличения разнообразия ощущений.

Предполагается в первую очередь использовать данный информационный канал для всяких напоминаний пилоту, скажем, о необходимости сделать доклад о прохождении точки на маршруте (голосом или через электронную систему) и тому подобных действиях. Напоминать будет преимущественно сам самолет, и, поскольку исключить необычные ощущения можно будет, только выполнив требуемое действие, можно не сомневаться, что боинговские виброштыри станут очень действенным стимулом для пилотов. Естественно, на особо ответственных участках полета, когда экипаж нельзя отвлекать от выполнения первоочередных задач по пилотированию, сигнал будет задерживаться - как это сейчас делается со многими сообщениями на дисплее. Предполагается, что периодическая вибрация в кресле взбодрит пилотов, будет способствовать повышению их внимательности на дальних маршрутах и не позволит им впасть в расслабленность, от которой недалеко и до беды.

Изобретатели предусмотрели и возможность воздействия на зад пилотов не только машины, но и человека, точнее диспетчера, и тот сможет не только вызывать пилотов по радио. Если они отчего-то забыли доложиться вовремя, скажем, уснули на посту (такое бывает), то диспетчер нажмет "красную кнопку", и зуд и толчки в пятой точке вынудит экипаж очнуться и выполнить требуемые процедуры.

Техническая реализация патента не вызовет никаких трудностей, но "Боинг" пока ничего не говорит о том, будут ли и когда именно установлены подобные устройства на его самолетах. Также пока неизвестно мнение широких пилотских масс об этих планах стимулирования посредством возбуждения зуда в некоторых "сакральных" частях их тел. Конечно, наличие такого стимула (напомним, что "стимул" изначально - это древнеримская палка для понукания нерадивых животных и рабов) может повысить безопасность полетов, но все же… Но, может быть, если в кресло еще вмонтировать массажер для спины, они отнесутся к идее благосклонно?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиаглобус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка