О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российская авиация взлетела над кризисом

Объем пассажирских перевозок отечественных компаний превысил докризисный уровень

Федеральное агентство воздушного транспорт подвело первого квартала 2011 года. По данным Росавиации, российские авиакомпании в январе-марте увеличили перевозки пассажиров на 10,1% по сравнению с показателем того же периода прошлого года - до 11,127 млн человек.

Пассажирооборот в январе-марте увеличился на 12,8% - до 30,551 млрд пассажиро-километров. Международные перевозки пассажиров за отчетный период выросли на 9,9% - до 5,70 млн человек, внутренние перевозки - на 10,3%, до 6,56 млн человек.

Грузовые перевозки авиакомпаний за три месяца увеличились на 7,8% и составили 206,4 тыс. тонн. Грузооборот за этот период составил 1,43 млрл тонно-километров (рост на 7,4%). Грузооборот в январе-марте 2011 года вырос на 7,4% - до 1,043 миллиарда тонно-километров, тоннокилометраж вырос на 11,3% и составил 3,793 миллиарда тоннокилометров, перевозка грузов и почты выросла на 7,8% - до 206,4 тысяч тонн.

Лидером по пассажирским перевозкам остался "Аэрофлот", по грузовым — AirBridgeCargo. "Аэрофлот" в январе-марте перевез 2,783 млн пассажиров (рост на 18,8% по сравнению с январем-мартом 2010 года), "Трансаэро" - 1,282 млн человек (+9,2%), "Сибирь" - 1,018 млн пассажиров (+3%), "ЮТэйр" - 948,7 тыс. человек (+0,4%), "Россия" - 584 тыс. человек (+5,7%).

Среди 35 ведущих авиакомпаний России снижение перевозки пассажиров показали следующие авиакомпании: I Fly (снижение на 46,9%), "Донавиа" (-40,2%), "Когалымавиа" (-35,9%), "Татарстан" (-22,9%), "Московия" (-11,8%), "Оренбургские авиалинии" (-11,6%), "Газпром Авиа" (-9,4%), "Ямал" (-6,7%), "Владивосток Авиа" (-6,1%), "Глобус" (-2,6%), Red Wings (-0,9%).

По данным Росавиации первая пятерка авиакомпаний - "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр" и "Северный ветер" перевозят 68,6% от общего объема перевезенных пассажиров, а первые 15 авиакомпаний - 89,8% от общего объема перевозок.

При этом заполненность самолетов упала до 72%, коммерческая загрузка — до 61,7%. Меньше всего свободных мест наблюдалось на рейсах за рубеж (за пределы СНГ), больше всего — на местных авиаперелетах: показатель упал с 60,3% в начале 2010 года до 59,2% в I квартале этого года.

В 2010 году отечественные авиакомпании перевезли 56,946 миллиона пассажиров. Почти 60% от общего объема 2010 года пришлось на пять крупнейших авиакомпаний: "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "Ютэйр" и "Оренбургские авиалинии". Темпы роста грузовых перевозок по итогам года составили 29,9%. Всего было перевезено почти 1 млн тонн грузов.

В 2009 году объем авиаперевозок сократился на 9,4% по сравнению с 2008 годом и составил 45,107 млн человек против 49,804 млн годом ранее.

В начале апреля в Государственную Думу был направлен законопроект, разрешающий иностранным компаниям осуществлять пассажирские перевозки на внутренних российских линиях. Выход зарубежных перевозчиков на российский рынок, по мнению авторов законопроекта, имеет смысл, если спрос на авиабилеты превышает предложение - то есть, российские компании не могут сами обслуживать какие-то внутренние маршруты.

Предложенные в законопроекте изменения в законы "О защите конкуренции" и "О естественных монополиях" также предполагают ограничить долю какой-либо авиакомпании на внутреннем рынке - не более 25%. То есть ни один авиаперевозчик ( в том числе и крупнейшие российские компании) не смогут на внутренних линиях перевозить более чем 25 % пассажиров.

Отдельное оговаривается в обязанности ФАС разработать общую для всех авиакомпаний методику формирования цен на авиабилеты. Также антимонопольное ведомство сможет вносить в органы сертификации гражданских аэропортов предложения о введении специальной системы сертификации регионального аэродромного обслуживания и гражданских аэропортов субъектов РФ, отличающейся от требований, предъявляемым к крупным гражданским аэропортам.

Автор законопроекта - заместитель руководителя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко считает, что отсутствие необходимой нормативной базы в области авиационного бизнеса приводит к "нездоровому конкурентному рынку в области внутренних перевозок". "На внутренних направлениях, где была лишь одна авиакомпания, цены за прошлый год выросли на 50%, а где присутствовало несколько - на 8%".

Международная ассоциация воздушного транспорта ждет к 2014 году роста объема пассажирских авиаперевозок на 32%. Об этом сообщает пресс-служба ассоциации. Число перевезенных пассажиров увеличится с 2,5 млрд человек в 2009 году до 3,3 млрд человек в 2014 году.

Ожидается, что причиной перемен будет рост пассажиропотока из Китая. По прогнозам IATA, на долю Китая в 2014 году будет приходиться 214 млн из 800 млн новых пассажиров по всему миру. Поток авиапассажиров из России увеличится на 11%. В пресс-службе также отметили, что объем грузовых авиаперевозок к 2014 году, по мнению экспертов ассоциации, достигнет 38 млн тонн против 26 млн тонн в 2009 году. В декабре 2010 года эксперты IATA пересмотрели прогноз доходов авиационной отрасли с 5,3 млрд долларов на 9,1 млрд долларов в 2011 году, сообщает Reuters. В прошлом году доход авиаперевозчиков по всему миру составил 15,1 млрд долларов, а в 2009 году игроки авиаотрасли потеряли 9,9 млрд долларов.

В октябре организация констатировала, что темпы восстановления авиационной отрасли после кризиса несколько замедлились.

В IATA входят 230 авиакомпаний, среди которых Lufthansa, Air Canada, Singapore Airlines и многие другие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка