О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ситуация представляется недопустимой"

Генпрокуратура требует запретить офшорным владельцам "Домодедово" управлять аэропортом. Чиновники, передавшие им федеральную инфраструктуру, превысили полномочия, уверены прокуроры

Генпрокуратура требует запретить офшорным владельцам Домодедово управлять аэропортом. Чиновники, передавшие им федеральную инфраструктуру, превысили полномочия, уверены прокуроры. Претензии властей сопровождают частное размещение акций Домодедово на $1 млрд.

Генпрокуратура завершила проверку структур, управляющих аэропортовым комплексом Домодедово. Назвать собственников крупнейшего аэропорта России в январе 2011 года - после теракта в зоне таможенного досмотра аэровокзала - потребовал президент России Дмитрий Медведев. "В ходе проверки установлено, что управление аэропортовым комплексом Домодедово осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово, вывести их из-под российской юрисдикции и препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства", - говорится в прокурорском заключении.

Чиновники регулярно в течение почти 8 лет выражают претензии к непрозрачной структуре собственности Домодедово. Аэропортом владеет группа "Ист Лайн", которая принадлежит офшорной компании FML, зарегистрированной на острове Мэн.

Эксперт ICAO (Международная организация гражданской авиации) Виталий Бордунов констатирует: "У Домодедово два хозяина - государство и арендатор, который работает по договору аренды от 1998 года". "Первоначальный арендатор "Ист Лайн" превратился в двенадцать фирм, зарегистрированных на острове Мэн. И сейчас государственной собственностью управляет остров Мэн", - резюмирует эксперт

Номинальными держателями долей в офшоре действительно выступают физические лица - нерезиденты. Реальными бенефициарами Домодедово участники рынка называют предпринимателей Дмитрия Каменщика и Валерия Когана - председателя совета директоров и главу наблюдательного совета Домодедово соответственно.

"Учитывая стратегическое значение аэропорта Домодедово для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся ситуация представляется недопустимой", - заявляют в Генпрокуратуре, добавляя, что подключили к расследованию Федеральную налоговую службу, Росавиацию и Росимущество.


Аэропорт не согласен с претензиями прокуроров. "Структура владения Домодедово типична для российских холдинговых компаний и в полной мере соответствует законодательству. Кроме того, привлечение международных компаний к управлению столь крупными предприятиями, как аэропорт, является распространенной мировой практикой, что можно видеть на примере аэропорта Франкфурта", - отмечает пресс-служба Домодедово.

Но прокурорская проверка может дать основания для возобновления давнего конфликта между собственниками Домодедово и Росимуществом.

Противостояние структур "Ист Лайна" и государства, которое представляли чиновники Росимущества, длилось с 2004 года по 2008 год.

Ведомство добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" и ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", аффилированного с "Ист Лайн". В отрасли говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован без смены собственников решением президиума Высшего арбитражного суда в пользу "Ист Лайна".

Сейчас в Генпрокуратуре снова посчитали, что руководитель подведомственной Росавиации "Администрации аэропорта Домодедово", превышая предоставленные полномочия, передал в пользование "Международного аэропорта Домодедово" "ряд объектов федерального имущества без оформления договоров и взимания арендных платежей".

"По факту злоупотребления директором ФГУП ААД служебными полномочиями организована проверка в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством", - пишут прокуроры.

В "Ист Лайне" не комментируют ситуацию, ссылаясь на отсутствие у компании материалов прокурорской проверки.

Росимущество не имеет новых "спорных вопросов" в отношении Домодедово, передавал "Газете.Ru" представитель ведомства Александр Комаров в марте.

Претензии к сети офшоров - собственников Домодедово у властей возникли в конце 2010 года после транспортного коллапса в московском авиаузле. По неофициальным данным, во время сбоя систем электроснабжения Домодедово основные вопросы взаимодействия с профильными госведомствами курировали именно акционеры "Ист Лайна". Критика обострилась через месяц: в конце января 2011 года в аэропорту в зоне таможенного досмотра произошел теракт.

Тогда президент Дмитрий Медведев заявил, что за случившееся "должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта".

Через два месяца руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что по факту перехода инфраструктуры Домодедово в частную собственность возбуждалось дело о рейдерстве. Но официальной информации статусе дела следственные органы не предоставили.

"Правовых оснований для уголовного дела нет: оно надуманно. А попытка отнять аэропорт является рейдерским захватом", - категоричен Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы "Авиапорт".

Претензии правоохранительных органов сопровождают переговоры совладельцев Домодедово с инвестиционными фондами: аэропорт готовится к частному размещению акций на $1 млрд. Встречи с инвесторами уже начались.

Топ-менеджер российского аэропорта уверен, что внимание правоохранительных органов к Домодедово связано с правительственной программой развития московского авиационного узла. Переговоры о концепции развития московского авиаузла (трех аэропортов - государственного Шереметьево, частно-государственного Внуково и частного Домодедово) длились более года. Предполагалось объединение активов и их передача управляющей компании.

Домодедово, подконтрольный совладельцам группы "Ист Лайн", в финальную конфигурацию не попал. Стоимость активов Домодедово обеспечила бы частным собственникам аэропорта контроль над объединенной структурой. Но схема объединения предполагала установление государственного контроля над работой московского авиаузла.

Чиновник, близкий к московскому транспортному комплексу, сказал "Газете.Ru", что правительство по-прежнему не исключает участия Домодедово в консолидированной структуре. "Это обсуждается не только на кухнях, но и в кабинетах", - говорит он.

Пока в Генпрокуратуре предлагают запретить офшорам владельцев "Ист Лайна" участвовать в управлении Домодедово. "Минтрансу предложено разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом, необходимым для осуществления сертифицируемого вида деятельности", - говорится в сообщении ведомства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка