О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авианосец китайской экономики

Авианосец, который китайцы до сих пор называют "Варяг", этим летом (видимо, в начале июля) может покинуть причал в Даляне и отправиться в море для испытаний

Новость эта пока что гуляет по специализированным сайтам: авианосец, который китайцы до сих пор называют "Варяг", этим летом (видимо, в начале июля) может покинуть причал в Даляне и отправиться в море для испытаний. А уже после таковых войдет в состав военно-морского флота КНР. Первый в китайской истории авианосец

Есть много вариантов того, как отнестись к этому факту. Выберу вот какой: восприятие одного и того же события совершенно разными народами. Что касается китайского взгляда на вещи, то тут никаких проблем. Открыта дискуссия на сайте "Жэньминь жибао", она только началась, с голосования. 39 человек одобряют предстоящее флоту пополнение, 2 почему-то не одобряют, хотя это только начало. Интереснее другое: символика происходящего.

Что касается нашей стороны, то тут символики и самых разнообразных (в основном горьких) эмоций сколько угодно. Начать с того, что называться авианосец должен был "Рига", заложили его в 1985 году на Черноморском судостроительном заводе. Ну, а дальше как-то стало ясно, что Рига, чего доброго, окажется не советским городом, и в 1990 году еще далеко не достроенный плавучий аэродром был переименован в "Варяг".

Выбирая имя, выбираешь судьбу. Последний бой крейсера "Варяг" был тоже на Дальнем Востоке, не так уж далеко от Даляня в 1904 году. Это символ не победы, а скорее непобедимости в поражении. Из менее известных фактов: японцы на примере команды "Варяга" учили своих моряков мужеству.

И если вам мало символики, то есть еще город Далянь, бывший Дальний, основан и построен русскими в 1898 году, захвачен теми же японцами в том же 1904-м, вернулся к нам на неясный (для Китая) период 1945-1950 годов, а потом был возвращен Китаю, уже другому, красному. Это не совсем то же, что история "Варяга", но...

Наконец, судьба недостроенного 304,5-метрового гиганта: при дележе Черноморского флота он достался Украине, а та продала его за 20 миллионов долларов китайцам, частной аомэньской компании вроде как под плавучее казино. До Китая ржавый недостроенный авианосец добирался почти два года и прибыл только в 2002 году.

Вот на этом кончается наша символика. Теперь - китайская. Авианосец будет учебным, для будущего китайского авианосного флота. Программа строительства предусматривает два похожих на "Варяга" корабля, а дальше будут еще два атомных. Появляться на свет они, по китайским данным, начнут между 2015 и 2020 годами (это долгая процедура, от спуска на воду до вхождения в состав флота проходят годы). А в ожидании этого идет подготовка летчиков, способных взлететь с палубы и приземлиться, для этого есть полигоны на Украине и в Бразилии, причем во втором случае учить китайцев будут на бразильском авианосце "Сан-Пауло".

А вот теперь самый главный вопрос - зачем. Это обычно вопрос мышления и намерений. И тут все очень наглядно. "Варяга", конечно, переименуют, и сейчас впервые в широком обращении появилось, наконец, это имя. "Ши Лан". Адмирал Ши Лан. Который в 1681 году завоевал Тайвань. Это настолько же мощная символика для китайцев, как для нас слова "Варяг" и "Далянь". С ней все ясно.

Китайская цивилизация начиная примерно с IX-X веков мысленно обращена к югу и востоку. На том же дискуссионном сайте можно прочитать очень подробные выкладки насчет того, что у США как раз пять авианосцев, выдвинутых к китайским берегам, что есть Тайвань, что есть проблема Малаккского пролива, через который проходит немалая часть китайской торговли с внешним миром, и в конце концов надо будет разместить пару авианосных групп на выходе из этого пролива, в Индийском океане.

Тут же, на соседних страницах, идет другая дискуссия - о том, действительно ли, как обещает МВФ, уже в 2016 году (а не в 2050-м, как ожидалось) китайская экономика по объему обгонит американскую и будет производить 18% мирового ВВП? Или будет то, что предсказывает экономист Нуриэль Рубини (угадавший мировой кризис 2008 года): большие неприятности? И, в целом, это о том же, что и разговор про авианосцы и открытый океан. Про будущее державы.

Для россиян есть два способа реагировать на эту новую реальность. Один - смотреть назад, грустя о "Варягах", первом и втором, о колониальной эпохе, когда мы построили город Дальний, вообще о прошлом. Прошлому же принадлежит и совершенно абсурдная идея о коварных китайских замыслах по аннексии всей Сибири и заселению ее желающими того китайцами. А второй способ - внимательно смотреть, чего на самом деле хочет в этом мире Китай и как этого добивается....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка