О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушные ворота Самары

Исполнится 50 лет со дня начала регулярных рейсов из аэропорта "Курумоч"

На фоне масштабного кризиса в экономике 90-х годов как-то постепенно забылось, что в середине ХХ столетия Куйбышев был флагманом отечественного авиастроения. Возможно, что тогда наш город мог бы стать и одной из крупнейших в европейской части СССР базой воздушных перевозок международного значения, если бы не его закрытость. Именно поэтому через аэропорт "Курумоч" тогда летали только внутрисоюзные авиарейсы.

"Фарман" над ипподромом

В прошлом году без особой помпы отмечалась столетняя годовщина самого первого полета аэроплана над Самарой, состоявшегося 3 (по новому стилю 16) октября 1910 года. Невиданное ранее в нашем городе авиационное шоу было организовано в рамках праздника воздухоплавания, проведенного той осенью Всероссийским аэроклубом в разных городах страны.

Первым самарским аэродромом стало поле ипподрома скакового общества, который тогда располагался в районе нынешних клиник медицинского университета на Московском шоссе. Специально приехавший в Самару один из первых российских авиаторов Владимир Лебедев при огромном стечении народа около 5 часов вечера поднял в воздух французский летательный аппарат "Фарман" и через несколько минут вновь мягко опустился на землю.

В течение последующего десятилетия поле самарского ипподрома, расположенного тогда далеко за городской чертой, регулярно использовалось в качестве взлетно-посадочной площадки как местными, так и приезжими авиаторами. Летом 1918 года, здесь базировалась военно-авиационная школа, вывезенная сюда из Гатчины. Но затем по ходу наступления Красной Армии все курсанты и аэропланы были эвакуированы из Самары еще дальше на восток - сначала в Курган, а потом в Омск.

Как самостоятельный вид транспорта гражданская авиация в нашей стране появилась в 1923 году, когда при Главвоздухофлоте СССР было образовано Российское общество Добровольного воздушного флота ("Добролет"). Тогда же по указанию Совета труда и обороны началась разработка первого в истории страны плана воздушных линий всей Советской республики. Прокладывались маршруты из Петрограда через Москву до Владивостока и Ташкента с дальнейшим выходом в Японию и Китай. Самара на каждой из этих трасс должна была стать одним из важных звеньев всей воздушной цепочки.

Для реализации этих планов уже летом 1924 года в различных городах страны под общим руководством ведущего специалиста того времени Николая Рынина началась работа комиссий Главвоздухофлота и Народного комиссариата путей сообщения СССР, которые должны были определить места для строительства аэродромов. В Самарской губернии наиболее перспективной была названа площадка близ поселка Смышляевка, в 15 километрах от областного центра. В качестве запасных точек комиссия рекомендовала участки около железнодорожных станций Безымянка и Кряж, а недалеко от последней предполагалось организовать площадку на воде для взлета-посадки гидросамолетов.

Самолеты против шпионов

Из-за финансовых и организационных трудностей строительство авиационного комплекса затянулось на много лет. Лишь 21 августа 1930 года отсюда взлетел самолет, совершивший первый пробный рейс по маршруту Самара-Москва и обратно. Теперь эта дата считается днем рождения аэропорта "Смышляевка". Но это не значит, что главные воздушные ворота Самары к тому моменту соответствовали хотя бы внутрисоюзным требованиям. В "Смышляевке" не было взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием, из-за чего в течение многих лет не удавалось наладить регулярное воздушное сообщение Самары с другими городами. На грунтовых полосах пассажирские самолеты могли взлетать и садиться только в сухую погоду.

Ситуация в местных аэропортах стала улучшаться лишь после 1932 года, когда на базе Российского авиационного общества "Добролет" и других аналогичных ведомств республик СССР возникло единое союзное агентство "Аэрофлот". Вскоре в "Смышляевке" началась укладка твердой взлетно-посадочной полосы, которая продолжалась больше пяти лет. Только после ее окончания стало возможным не разовое, а регулярное пассажирское авиасообщение Куйбышева с другими регионами СССР. Первой постоянной линией стала воздушная трасса Куйбышев - Москва, которая официально открылась 4 мая 1939 года.

Еще через год в нашем городе по решению Совнаркома началось строительство группы самолетостроительных заводов и вспомогательных производств авиационного направления, специально для которых был построен собственный большой аэродром с бетонной взлетно-посадочной полосой (ныне аэропорт "Безымянка"). Он обслуживал главным образом заводские, военные и военно-транспортные самолеты.

Что же касается аэропорта "Смышляевка", то он оставался главным воздушным вокзалом города Куйбышева на протяжении 20 с лишним лет. Но уже в первой половине 50-х годов областным властям стало понятно, что этот авиационный комплекс уже не отвечает не только международным, но и внутрисоюзным требованиям. Появившиеся в это время высокоскоростные реактивные лайнеры требовали для себя более протяженных "взлеток", увеличить которые в "Смышляевке" уже не было возможности - этому мешали разросшийся поселок и пойма реки Самары.

К тому же применительно к этому аэропорту в течение многих лет существовала проблема, связанная с охраной куйбышевских оборонных секретов. Об этом рассказал Почетный сотрудник органов госбезопасности, полковник Сергей Хумарьян, который более полувека служил в Управлении КГБ по Куйбышевской области.

- В 50-е годы в "Смышляевке" стали регулярно приземляться самолеты, на борту которых находились сотрудники иностранных посольств, а на самом деле - агенты западных спецслужб. Во время стоянки в аэропорту такие "дипломаты" не раз выскакивали на летное поле с фотоаппаратами, чтобы запечатлеть на пленку безымянские оборонные предприятия, которые отсюда было видно как на ладони. Работники КГБ их не раз предупреждали, что так делать нельзя, однако иностранцы не очень-то и слушали. И вот однажды руководству КГБ это надоело. По договоренности с руководством авиапредприятия перед зданием аэровокзала стали ставить самолеты с винтовыми двигателями. И когда кто-то из "дипломатов" со своей фотоаппаратурой вдруг намеревался выйти из здания, летчики неожиданно включали моторы. Через секунду потоком воздуха "горе-фотографа" сдувало с полосы, словно пушинку.

Пока только класс Б

В 1955 году в качестве строительной площадки для новейшего куйбышевского аэропорта выбрали обширное ровное поле, расположенное севернее села Курумоч. По его имени впоследствии и был назван аэрокомплекс. Официально он начал свою работу 19 декабря 1957 года, когда появился приказ об организации в составе Приволжского территориального управления аэропорта IV класса "Курумоч".

В конце 1960 года здесь были сданы в эксплуатацию все основные инженерные сооружения и начались испытательные полеты авиационных судов. В начале февраля 1961 года в "Курумоч" из "Смышляевки" перебазировалась отдельная эскадрилья самолетов Ан-10, а уже 27 февраля 1961 года отсюда был впервые выполнен рейс Куйбышев - Москва с коммерческим грузом на борту. Что же касается регулярных пассажирских перевозок, то днем их начала в "Курумоче" считают 15 мая 1961 года, когда отсюда в Минеральные Воды отправился первый самолет Ан-10. А потом из нового аэропорта начались регулярные рейсы в Москву, Ленинград, Ташкент, Адлер, Тбилиси, Свердловск и другие города СССР.

Случались в "Курумоче" и авиапроисшествия. Самой крупной катастрофой за минувшие полвека считается крушение самолета Ту-134А, произошедшее вечером 20 октября 1986 года. Этот борт выполнял рейс из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Грозный с промежуточной посадкой в Куйбышеве.

Самолет подошел к бетонной полосе под слишком крутым углом наклона. В итоге его шасси от удара сломались, машина легла на брюхо, и ее около 300 м несло по инерции, после чего она перевернулась через правую консоль крыла и встала вверх колесами. Фюзеляж самолета переломился, из разрушенных топливных баков полилось горючее, отчего мгновенно вспыхнул сильнейший пожар.

Из 93 пассажиров и членов экипажа тогда выжили только 24 человека (всего погибло 69 человек, из них на месте трагедии 58, а в больницах скончалось еще 11 человек). Главной причиной авиакатастрофы посчитали излишнюю самонадеянность командира "тушки" Александра Клюева, который поспорил с экипажем, что сможет посадить самолет вслепую (по одним только показаниям приборов), и стал выполнять посадку, закрыв окна кабины шторками. Итогом спора стали десятки оборванных жизней.

Сегодня не все помнят, что самая первая в истории "Курумоча" авиакатастрофа с человеческими жертвами произошла на 30 лет раньше описанного выше случая. Утром 8 марта 1965 года отсюда взлетел самолет Ту-124В, выполнявший рейс в Москву. Однако спустя всего пару минут после отрыва от полосы воздушное судно вдруг потеряло управление и врезалось в землю в нескольких километрах от аэропорта. Погибли все 25 человек, находившихся на борту. Согласно выводам правительственной комиссии, причиной той катастрофы стало нарушение центровки машины, когда в момент взлета в задней части салона людей находилось намного больше, чем впереди.

В настоящее время аэропорт "Курумоч" по-прежнему остается главным в нашем регионе. Сейчас его относят к аэропортам класса Б, он пригоден для обслуживания большинства типов воздушных судов, кроме самых тяжелых аэробусов, а также вертолетов всех типов. Но в 2014 году здесь запланировано окончание реконструкции взлетно-посадочных полос, что позволит аэропорту "Курумоч" в дальнейшем принимать любые типы воздушных судов без их ограничений по массе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Волжская Коммуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка