О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

О чем молчит Дмитрий Каменщик

Структура собственности аэропорта "Домодедово" не стала прозрачней после объявления собственника DME Limited

Дмитрий Каменщик объявил себя 100%-ным бенефициаром компании, которая называется DME Limited. Эта структура собралась в Лондон на IPO, чтобы продать там 20% своих акций. Значит ли это, что интрига "кто владеет аэропортом "Домодедово" распутана и конечный собственник всего аэропорта - Дмитрий Каменщик? Отнюдь. Вопросов стало еще больше.

DME - это код, присвоенный аэропорту Международной ассоциацией гражданской авиации. Логично предположить, что структура, назвавшаяся так, имеет отношение к аэропорту "Домодедово". Тот факт, что компанией DME Limited владеет Дмитрий Каменщик, главный человек в аэропорту, тоже вроде бы связывает ее с "Домодедово". До сих пор DME Limited вроде бы не фигурировала в схеме владения аэропортом, но "Коммерсантъ" выяснил, что в DME Limited был переименован другой кипрский офшор - FML Limited, имеющий прямое отношение к "Домодедово".

Ну или не совсем прямое: сообщалось, что FML Limited контролирует компании, входящие в группу "Ист Лайн". Речь идет о фабрике бортового питания (Domodedovo Catering Service), топливозаправочном комплексе (Domodedovo Fuel Services), пассажирском терминале (Domodedovo Passenger Terminal), грузовом комплексе (Domodedovo Cargo), службе авиационной безопасности (Domodedovo Security) и еще ряде сервисных компаний. Эти компании управляют различными бизнесами в аэропорту "Домодедово", но неизвестно, в какой мере за ними закреплена и закреплена ли вообще за ними собственность в аэропорту.

Вот, например, в качестве оператора аэропорта указано ЗАО "Домодедово пэссэнджер терминал". Однако известно при этом, что терминал в аэропорту, по крайней мере, раньше был оформлен на совершенно другие структуры, среди которых называлось ЗАО "Международный аэропорт Домодедово". Так или иначе, но владельцем терминала Генпрокуратура и Счетная палата недавно называли кипрский офшор Hacienda Investments ltd. Какие именно у него взаимоотношения с FML, переименовавшейся в DME, точно сказать невозможно. Вроде бы родственные.

Зачем Каменщик так всех запутал? Несколько лет назад государство пыталось отобрать у него терминал, теперь, видимо, защищает собственность. Но когда речь заходит об IPO того, что называют в общей сложности аэропортом "Домодедово", с такой сложной системой владения, как у "Домодедово" очень важен вопрос, так что же именно выставляется на продажу и стоят ли за этой структурой какие-то реальные активы, например, доля в Hacienda или доля в каком-нибудь другом офшоре, владеющем Hacienda.

Когда Дмитрий Каменщик сообщил миру, что ему принадлежит 100% DME Limited, похоже, всего лишь дал понять, что он действительно один из тех людей, которые контролируют бизнес аэропорта. И теперь готов поделиться частью своей доли с инвесторами на Лондонской бирже. Но чем же он делится? Можно почти уверенно говорить, что DME Limited по крайней мере контролирует сервисные компании в аэропорту. А контролирует ли эта структура объекты недвижимости? И если контролирует, то в какой мере? Ответов на эти вопросы пока нет. Но если ты защищаешь собственность от рейдерских захватов, то ты наверняка разведешь по разным структурам услуги и недвижимость.

Так что признание за Каменщиком 100% DME Limited вовсе не исключает, что Когану тоже принадлежит что-то в "Домодедово". Не исключает, что в "Домодедово" есть какие-то еще владельцы, о которых мы пока не знаем. Возможно, ясность появится с публикацией проспекта эмиссии и других бумаг, которые нужно опубликовать в ходе подготовки к IPO, в том числе и отчетность по МСФО за два года. Из этих же бумаг, возможно, мы узнаем, какова реальная связь DME Limited с Hacienda и аэропортом "Домодедово". И тогда следователи прокуратуры смогут отрапортовать президенту, кто бы им ни был, о достигнутых промежуточных успехах в поиске настоящих владельцев аэропорта.

А пока же разного рода эксперты соревнуются в оценках "Домодедово" перед IPO. Например, сегодня Goldman Sachs, выступающий одним из организаторов сделки, оценил аэропорт в $3,5-7,5 млрд. Но сколько из них приходится на DME Limited? Опять нет ответа. Дмитрий Каменщик явно хочет оценить свой бизнес и закрепить эту оценку на международном уровне - это веский аргумент в переговорах о продаже бизнеса, которые наверняка сейчас идут за закрытой дверью. По крайней мере, я не сомневаюсь, что предложения вроде "отдай за рубль и уйди по-хорошему" ему уже поступили в той или иной форме.

Продаст Каменщик свой бизнес и уйдет из аэропорта совсем? Или с помощью IPO всего лишь создаст такую ситуацию, при которой трогать аэропорт с участием реальных иностранных инвесторов, а не граждан с острова Мэн, будет неприлично для президента страны, кто бы им ни был? Вот еще вопросы без ответа. Но я бы поставила на второй вариант развития событий: как показывает история противостояния Каменщика с Росимуществом, пытавшимся отобрать у "Ист Лайна" терминалы в аэропорту, этот человек вряд ли способен встать в удобную позу, отказаться от борьбы, продать за рубль, а потом тихо уйти....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка