О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Марина Кустова: Надо заниматься тем, что тебя интересует

Интервью замуправляющего директора НПО "Сатурн" по стратегии и инновационному развитию

- Одно из стратегических направлений развития "Сатурна" - это создание центров компетенции в рамках ОДК. Центр компетенции по технологической оснастке и инструменту уже создан - это ЗАО "СатИЗ". А что с остальными направлениями? Как эта концепция сейчас развивается?

- Помимо Центра компетенции по технологической оснастке и инструменту на повестке дня стоят еще два направления: испытательная база и Центры компетенции по лопаткам турбины и лопаткам компрессора. Мы работаем над тем, чтобы эту идею продвинуть, чтобы она зажила своей жизнью, стала реализовываться. По сравнению с Центром компетенции по технологической подготовке производства здесь требуются более серьезные, взвешенные подходы. Испытательная база в том или ином виде есть на каждом предприятии двигателестроения,она обслуживает как опытные работы, так и серийные. Но мы считаем, что наша база уникальна. Во-первых, она построена, модернизирована недавно, при этом использованы новейшие технологии, применены инновационные решения. Во-вторых, она уже прошла путь создания современного гражданского двигателя, участвовала и продолжает участвовать в международном проекте SaM-146, и она реально работает. Это не идея, не концепция, не инвестиционный план. Это действующий актив, который эксплуатируют грамотные, высококвалифицированные специалисты, имеющие успешный back. Безусловно, мы конкурируем с подобными базами других предприятий, мы конкурируем с их желаниями сделать свои собственные современные испытательные базы. Соответственно, нам нужно доказать, что мы лучшие. Этим мы сейчас и занимаемся.

Идет проработка моделей функционирования центров во взаимосвязи с нашим производством и внешними заказчиками. Задача - продумать и организовать эффективное взаимодействие в формате "плато совершенствования" конструкторов, технологов, инженеров производства, экономистов, специалистов по вопросам качества и материально-технического снабжения в целях создания ценности для заказчика, воплощаемой в продукте. Эта работа может осуществляться только в постоянном контакте с нашими возможными клиентами, интерфейс общения с ними обеспечивают наши коммерсанты. В этом году мы должны выполнить большой объем работы внутри предприятия, необходимым условием для выхода на положительные результаты является скоординированная работа всех задействованных функционалов, сплав идей и действий.

- Ваша должность называется "директор по стратегии и инновациям". Такое соединение не случайно, и "Сатурн" взял стратегию на инновационное развитие?

- В некотором смысле это веяние времени. Но при этом совершенно очевидно, что инновации - это наш бизнес. И как бы должности не назывались, двигатели не создаются без инновационных прорывных решений. Наши конструкторы, наши инженеры - реальные инноваторы, которые постоянно изучают все, что есть в мире, применяют новаторские решения и осуществляют определенные прорывы. Поэтому инновационное развитие в применении к "Сатурну" - это само собой разумеющееся. Если взять мою должность и ее актуальность... Мы наблюдаем, что у нас в стране стратегии инновационного развития уделяется особое внимание. Власти убеждены, что этот процесс необходимо стимулировать, отслеживать, в первую очередь для того, чтобы понимать, каково состояние дел в экономике, на конкретных предприятиях, чтобы использовать лучшие образцы, тиражировать лучшие примеры и поддерживать передовые предприятия, подталкивать остальных ...

- Понятно, что отрасль высокотехнологичная, инновации там были и будут нужны всегда. Вопрос связан со следующим. В понятие инновации кроме продукта, входит еще и методика управления производством и внутрипроизводственными процессами. Скажите, в этом направлении есть новые подходы, которые связаны именно с инновационной концепцией развития страны?

- История человечества настолько длинна, что в плане управления людьми придумано достаточно. Это моя точка зрения. Вопрос - как это используется. На разных этапах развития применяются различные инструменты управления и производством, и людьми. Что касается инновационного развития управления, однозначно следующее. Инновационное развитие требует определенного творческого подхода, определенной направленности мысли. Для того, чтобы стимулировать творческий подход к делу, необходимо людям давать свободу. Свободу, которая позволит им несколько иначе взглянуть на привычные вещи, иначе мыслить, оглянуться вокруг, осознать: кто ты есть, что ты и где ты сейчас. Задача управленцев, если они ставят себе цель на инновационное развитие, создать определенные условия для стимулирования творческого подхода в работе. Чтобы люди не только занимались отслеживанием того, выполнили ли они какие-то конкретные указания или нет, а действовали на опережение. Нужна инициатива, другой взгляд, желание что-то изменить. Не обязательно изменения будут однозначно положительными. Они могут иметь и отрицательный эффект, но чтобы это понять, нужно сделать шаг. Задача управления этими процессами - не допустить творческой анархии, чтобы инновации вели к позитивным поступательным изменениям.

- Как этого добиться?

- Надо просто любить людей.

- Золотые слова. У нас есть определенная традиция, которая свойственна промышленным предприятиям: людей просили прийти в шесть, доработать до пяти и ни разу не ошибиться. Считаете ли вы, что нужно изменять сознание людей для достижения больших результатов?

- Безусловно, да. Если вы затрагиваете такой вопрос, как режим работы, то по этому поводу могу сказать: свобода - это хорошо, но она должна быть управляемой, осознанной, поскольку творческий подход к делу должен приносить определенные результаты. На определенном этапе нужно вводить какие-то ограничения, может и применять какие-то авторитарные методы. Тем более, если брать такое производство, как у нас, которое связано с авиационными двигателями, где на первом месте - безопасность полета, надежность. Творчество творчеством, но дисциплину надо жестко соблюдать. Здесь идет сочетание подходов.

- Вы имеете в виду, что всегда есть обязательные вещи, а есть место и творчеству?

- Надо балансировать, надо сочетать, на разных этапах компилировать эти два подхода.

- Инновационная отрасль - сугубо техническая, во многом математическая. Для Вас это насколько органично? Тем более, что ваша работа связана с общением с техническими специалистами и в основном коллектив здесь мужской. Насколько это легко и интересно? Или, может, наоборот?

- Я всегда работала в мужских коллективах. Поэтому, честно говоря, не знаю, как может быть иначе. Кроме того, в основном это всегда было связано с техникой, хотя у меня гуманитарное образование. Мне эта среда привычна, мне здесь проще общаться. Информация более лаконична, более доходчива, меньше тратится времени на попытки довести какую-то мысль.

- Мы в нашем проекте "Молодые руководители" рассматриваем не только развитие предприятия "Сатурн", но рассказываем про топ-менеджеров, которые здесь работают, их самоощущение, вопросы их самореализации на предприятии. Как воспринял ваш коллектив и ваше окружение то, что вас - молодую женщину - назначили на такую должность?

- Я уже один раз проходила назначение на должность в молодом возрасте. Какие в связи с этим обычно бывают у людей эмоции? Недоверие, в какой-то степени первоначально - непонимание, домыслы. На это уходит 2-4 месяца. Чтобы люди привыкли, осознали, приняли. Я к этому абсолютно нормально отношусь, с пониманием.

- Для молодежи, которая может оказаться в вашей ситуации, если еще не оказалась, можете дать какой-то совет, поделиться каким-то опытом?

- Могу сказать однозначно: надо заниматься тем, что тебя интересует. Пытаться ориентироваться на ценности, которые ты не разделяешь, ориентироваться исключительно на деньги или карьерный рост - не стоит. Надо ориентироваться на профессиональный интерес. Для этого предварительно надо понять, каков он профессиональный интерес, именно твой, в какой плоскости он лежит.

- У Вас какое образование, что Вы окончили?

- Экономическое, МГУ. Экономика - это неотъемлемая часть любого направления, любого производственного предприятия, даже скажем - его суть. Любое действие - это либо плюс, либо минус на расчетном счете. Экономика присутствует всегда и во всем, в том числе и в текущей моей профессиональной области. Много аспектов наших действий, перспективные планы связаны с экономическими функциями предприятия.

- Как вы думаете, что нужно для инновационного развития России?

- Нужно просто работать, много и оперативно. Я не думаю, что нужно как мантру повторять: "инновационное развитие, инновационное развитие". Оно от этого не появится. Надо работать и любить дело, людей вокруг себя. Я думаю, что это влияет, будет развитие инновационным или нет. Желание что-то изменить, к чему-то стремиться, интересоваться. Стараться быть развитым, образованным.

- Правомерен вопрос, раз власть ставит такой ориентир, то мы имеем с этим инновационным развитием определенные проблемы. Из этого следует, что мы не обладали какими-то качествами, или что-то не так делали, что нам мешало ранее развиваться?

- Я на эту тему думаю постоянно и считаю, что надо реже и четче использовать слово "инновация". Инновация - это новация, которая меняет вокруг все, происходящее в нашей жизни.

Последняя подобная революция была связана с информационными технологиями. Изменилось все. У вас изменился способ работы, течение жизни, порядок взаимодействия и отношений между людьми, изменились развлечения. Это революция и это инновация. По-моему, мы все сегодня подменяем понятия. Инновацией можно назвать революцию, связанную с нанотехнологиями. Но она не так интенсивно вошла в нашу повседневную жизнь.

Возможно, возвращаюсь к Вашему вопросу, с позиций власти это необходимо, и речь идет о жестком формировании темпов изменений. Мир развивается настолько быстро, конкуренция настолько сильна, что в этой ситуации просто нужно подстраиваться, иначе ты окажешься на обочине. Возникает соответствующая терминология: "прорывные проекты", "технологический скачок" и т. п.

Будет ли вновь создаваемое или осваиваемое инновацией? Как повезет... Не обязательно те продукты, которые ты выпускаешь, должны "взрывать мозг". В первую очередь они должны отвечать потребностям заказчика и его пониманию бизнеса. Продукт, его использование должны укладываться в бизнес твоего заказчика, позволять его расширять. И для этого не всегда изменения, которые ты проводишь, должны быть инновационными. Но они должны быть. Это закон жизни, она не стоит на месте, она требует изменений, адекватности самой себе… Живой - значит развиваешься, развиваешься - значит живой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Улица Свободы». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка