О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing и Airbus победили друг друга

На прошлой неделе апелляционная комиссия Всемирной торговой организации (ВТО) приняла окончательное решение по жалобе США на незаконное госсубсидирование авиастроительной промышленности в странах Евросоюза

На прошлой неделе апелляционная комиссия Всемирной торговой организации (ВТО) приняла окончательное решение по жалобе США на незаконное госсубсидирование авиастроительной промышленности в странах Евросоюза. И американцы, и европейцы поспешили объявить решение ВТО своей победой.

По мнению США, Евросоюз из бюджетных средств оплачивал разработку коммерческих самолетов европейским концерном Airbus и тем самым наносил ущерб интересам конкурирующей с ним на глобальном рынке американской компании Boeing. В 1992-2004 годах между США и ЕС действовало межправительственное соглашение "О торговле большими гражданскими самолетами", которое, в частности, регулировало порядок государственной помощи национальным авиастроителям. В 2004 году США сочли, что субсидии, предоставляемые в Европе концерну Airbus, нарушают это соглашение. Американцы в одностороннем порядке вышли из договора и подали жалобу в ВТО, рассмотрение которой теперь завершилось.

ВТО часть американских претензий поддержала, а часть отвергла (см. справку), что дало основание обеим сторонам конфликта публично объявить о своей решительной победе.

"Это ясная, окончательная победа свободной торговли, которая разравнивает игровое поле перед работниками американской авиакосмической промышленности, - заявил президент и генеральный директор Boeing Джим Мак-Нирни. - ВТО нашло, что стартовое финансирование и другие незаконные субсидии Airbus нарушили рынок, нанесли ущерб американской индустрии и теперь должны прекратиться".

"Пришло время, чтобы Boeing признал свое юридическое поражение и закончил маскарад, - отозвался глава службы по связям с общественностью Airbus Райнер Олер. - ВТО подтвердила законность европейской системы займов, и это большая победа для Европы. Мы не видим серьезных последствий, которые бы вытекали из сегодняшнего решения для Airbus и европейской системы поддержки, так как ВТО полностью и окончательно отвергло большинство требований США. Следовательно, решение ВТО, вероятно, потребует лишь незначительных изменений в европейской политике и практике".

Представители Airbus акцентируют внимание на том, что ВТО отклонила 90% американских претензий и постановила, что ни один из кредитов, предоставленных концерну правительствами, не был незаконным и не нанес прямого материального ущерба Boeing.

Американская компания, со своей стороны, подчеркивает, что ВТО нашла в истории Airbus незаконных субсидий на сумму $18 млрд. Это те самые 10% претензий, которые апелляционная комиссия сочла справедливыми. Сумма складывается из $15 млрд так называемого "стартового финансирования" и $3 млрд иных субсидий.

Что касается "стартового финансирования", подчеркивается в заявлении Boeing, по этой статье ЕС только на запуск проекта А380 выделил $4 млрд. Без этого вливания Airbus никогда не смог бы приступить к проектированию самого большого из существующих на сегодняшний день гражданских самолетов, считают американцы. Они также указывают, что, согласно решению ВТО, Airbus должен в короткий срок - шесть месяцев - исправить ситуацию с незаконно полученными субсидиями, то есть вернуть займы правительству.

Россия должна изучить спор о субсидировании авиастроения в ВТО, считают эксперты. С аналогичными проблемами российская авиаиндустрия может столкнуться в будущем, если планы по ее возрождению окажутся успешными. Отечественный авиапром сейчас полностью дотируется из госбюджета. Более того, правительство обещало новые большие вливания в индустрию в ближайшие годы.

Если Россия вступит в ВТО, эта политика легко может стать поводом для претензий со стороны других стран - членов организации. Вице-президент Boeing по связям с правительственными и судебными органами Тэд Остелл в разговоре с корреспондентом "Московских новостей" ранее заявлял, что тяжба с Airbus в ВТО имеет более широкое значение, нежели конкретный коммерческий спор с конкретным конкурентом. По словам Остелла, дело отражает принципиальную позицию американской компании против государственного субсидирования производства коммерческих самолетов в любой стране мира, в том числе в России и Китае....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка