Автор: Дмитрий Беликов, Елена Киселева
Опубликовано: 27.05.2011, 13:06
 

Президенты подтолкнули Mistral

Сделка по покупке Россией вертолетоносцев согласована


Президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Никола Саркози объявили об окончательном согласовании сделки по покупке Россией у Франции вертолетоносцев Mistral. Главным разногласием сторон до сих пор была цена двух первых кораблей на уровне €1,15 млрд, привязанная к стоимости технологий и лицензий. Но теперь, заверили президенты, проблем нет. Никола Саркози уверен, что контракт будет подписан к визиту премьера Владимира Путина во Францию 21 июня. Но источники "Ъ", близкие к переговорам, полагают, что это всего лишь декларации, призванные ускорить затянувшиеся переговоры.

Вчера президент Дмитрий Медведев встретился с президентом Франции Никола Саркози. По итогам встречи господин Саркози заявил, что Франция окончательно договорилась с Россией о поставке ее ВМФ вертолетоносцев Mistral. Контракт о поставках кораблей может быть подписан в течение 15 дней, пообещал французский президент. Затем он оговорился, что точная дата подписания контракта еще не определена, но это точно произойдет не позднее 21 июня. На эту дату запланирован визит во Францию премьера Владимира Путина, пояснил господин Саркози, так что хотелось бы успеть до этого времени. В любом случае, подчеркнул президент Франции, на вчерашней встрече с Дмитрием Медведевым "удалось договориться по всем вопросам: передаче технологий, цене и месте строительства кораблей". Визит господина Путина во Францию в конце июня действительно готовится, уточнил "Ъ" пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, но детали контракта по Mistral он обсуждать отказался.

Дмитрий Медведев подтвердил, что "переговоры по Mistral завершены". Как и предполагалось, речь идет о прямой покупке у Франции двух вертолетоносцев и последующем строительстве еще двух в России. Понимания, какая верфь будет строить Mistral в России, до сих пор нет. Во всяком случае, посол России во Франции Владимир Орлов вчера заявил ИТАР-ТАСС, что, "по всей видимости, это будет верфь в Петербурге (имеются в виду входящие в Объединенную судостроительную корпорацию "Адмиралтейские верфи".- "Ъ")", но источники "Ъ" неоднократно говорили ранее, что пока контракт, который должны подписать российский "Рособоронэкспорт" (РОЭ) и французский концерн DCNS (разработчик Mistral), предполагает покупку только первых двух кораблей, не касаясь последующего выпуска Mistral в России.

Речь идет о согласовании одной из самых нетипичных и проблемных для России сделок по линии ВТС. Мало того что в постсоветской России не было примеров покупки авианосцев за рубежом, Минобороны и ВМФ до сих пор внятно так и не объяснили смысл приобретения Mistral у Франции. Место их базирования также непонятно: назывались и Черноморский, и Тихоокеанский, и Северный флоты.

Сделка уже дважды оборачивалась для России скандалом с Францией. Сначала Минобороны неожиданно для Франции объявило, что покупать Mistral министерство будет не напрямую у DCNS, а через процедуру тендера (французской стороне пришлось после этого успокаивать профсоюзы верфи в Сен-Назаре, строящей Mistral). Затем члены российской делегации сперва подписали с DCNS предварительное соглашение о покупке партии из двух кораблей за €1,15 млрд, но позднее заявили, что купят их не более чем за €980 млн (см. "Ъ" от 3 марта). С последним скандалом, напомним, связывали отставку замглавкома ВМФ Николая Борисова, а также уход из Минобороны первого заместителя министра Владимира Поповкина (ныне глава Роскосмоса).

Главным разногласием российской и французской сторон в сделке по Mistral всегда был вопрос технологий строительства корабля - Россия настаивала, что лицензии и техдокументация на отдельные корабельные системы должны быть включены в стоимость сделки на уровне €980 млн, тогда как Франция настаивала на €1,15 млрд. Удалось ли разрешить это противоречие и если да, то каким образом, ни один из опрошенных источников "Ъ", знакомых с ходом переговоров, вчера пояснить не смог. Более того, один из собеседников "Ъ" утверждает, что "заявления господина Саркози стали полной неожиданностью для некоторых участников переговоров по Mistral".

После скандала со стоимостью технологий представителей Минобороны (их считали виновниками скандала) отстранили от переговоров по Mistral, рассказывают источники "Ъ", полностью передав их в ведение "Рособоронэкспорта" (подконтролен "Ростехнологиям").

Однако ни главы РОЭ Анатолия Исайкина, ни главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова не было вчера в составе официальной делегации, сопровождающей господина Медведева в Париже. Возможно, что "на своем уровне" господа Медведев и Саркози договорились о том, что "Франция пойдет на определенные уступки в части технологий, а мы - по цене", говорит один из знакомых с ходом переговоров источников "Ъ", но, в каком виде это теперь спустится на реальных участников переговоров и к чему приведет, неизвестно.

Это может означать, что вчерашние неожиданные заявления господина Саркози и, главное, требование заключить контракт по Mistral до приезда во Францию Владимира Путина должны лишь активизировать переговоры, которые, как и прежде, идут тяжело. Как говорят источники "Ъ", до сих пор, с момента отставок в Минобороны, переговоры, конечно, были активнее, чем раньше, но до достижения согласия по всем условиям сделки все равно было далеко, и "сроки подписания не раз переносились: сначала на 30 апреля, потом на 20 мая и так далее". Косвенным доказательством того, что окончательно сделка так и не согласована, может быть и официальный комментарий, который вчера предоставили "Ъ" в РОЭ: "Поскольку вопрос о приобретении Mistral решен на высшем уровне, мы приложим все усилия, чтобы уложиться в указанные сроки". От более детальных комментариев в РОЭ отказываются.

Если контракт на покупку Mistral до визита премьера во Францию действительно подпишут, то "это будет не что иное, как личная победа господина Саркози", уверен глава центра АСТ Руслан Пухов. Член Валдайского клуба, военный эксперт по России университета ASSAS в Париже Арно Калика добавляет, что сделка по продаже Mistral была важна для Никола Саркози в первую очередь как политический проект, поскольку без этого контракта верфи в Сен-Назаре в предвыборный год "столкнулись бы с крайне серьезными социальными проблемами". Другой вопрос, заключает эксперт, по какой цене и на каких условиях российской стороне придется приобрести у Франции вертолетоносцы.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 мая 2011 года | Дайджест публикаций за 27 мая 2011 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Рособоронэкспорт, Ан-124-100 Руслан, Восток Техникал Сервис, Песков Дмитрий, Победа, Авиакомпания "Победа" (в процессе тестирования)