О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Налетались до заморозки

Программа развития внутриреспубликанской авиации, реанимированная в Башкирии ровно год назад, окончательно заморожена

Программа развития внутриреспубликанской авиации, реанимированная в Башкирии ровно год назад, окончательно заморожена. Как стало известно "Ъ", авиакомпания "Ютэйр-Экспресс" (башкирская "дочка" Utair) не намерена возобновлять рейсы внутрирегионального сообщения в Сибай и Нефтекамск. В компании объясняют свои действия крайней убыточностью внутриреспубликанских авиаперевозок при отсутствии дотаций из бюджета. В прекращении программы заинтересован и Международный аэропорт Уфы, вложивший в нее около 200 млн руб.

Авиакомпания "Ютэйр-Экспресс" (региональная "дочка" Utair) не намерена возобновлять регулярное авиасообщение между Уфой и отдаленными городами Башкирии - Сибаем и Нефтекамском. Программа внутриреспубликанских авиаперевозок была реанимирована год назад: по соглашению с правительством Башкирии "Ютэйр-Экспресс" в июле прошлого года начал летать на регулярной основе в Сибай, а в октябре совершил пробный рейс в Нефтекамск, планируя выйти на регулярное сообщение в ноябре прошлого года. Однако в конце года программа была приостановлена - по официальной версии, только "на зимнее время" и по причине отсутствия в аэропортах смонтированного светосигнального оборудования.

Вчера сразу несколько источников в Международном аэропорту Уфы (100-процентная собственность республики) и близких к "Ютэйр-Экспресс" сообщили, что проект внутрирегиональных авиаперевозок окончательно закрыт из-за его убыточности. В авиакомпании эту информацию вчера официально подтвердили. Генеральный директор "Ютэйр-Экспресс" Дмитрий Торопов объяснил решение о прекращении полетов "нерешенностью вопроса обещанных дотаций" из республиканского бюджета. Убыток авиакомпании в результате трех месяцев полетов в Сибай при заполняемости рейсов около 30%, по информации "Ъ", оценивается в 1 млн руб. Господин Торопов эти суммы признал справедливыми. По его оценкам, продолжение программы "целиком зависит от правительства республики и руководства аэропорта", но пока все остается "на уровне разговоров". В то же время, по словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, дотации рейсов "Ютэйр-Экспресс" на внутрибашкирских маршрутах обсуждались в марте на встрече руководства республики с гендиректором Utair Андреем Мартиросовым: "Ему было обещано, что республика поддержит эти перевозки. Но республика теперь говорит - денег нет".

Впрочем, господин Мартиросов тогда же выражал готовность продолжать развивать внутриреспубликанское авиасообщение и без финансовой поддержки республики. "Попытки заработать с этого денег были бы неправильными. Говорить о прибыльности этого проекта можно лишь через один-два года",- заявлял тогда глава Utair. Рейсы на Сибай на чешских L-410 даже были включены в летнее расписание уфимского аэропорта ("Ъ" писал об этом 5 марта 2011 года).

В госкомитете по транспорту и дорожному хозяйству республики вчера не комментировали, по чьей инициативе было заморожено внутрирегиональное авиасообщение. В приемной замглавы ведомства Андрея Быковского, курирующего авиационный транспорт, соединить с руководителем отказались, предложив направить официальный запрос. Между тем, за продолжение программы неоднократно высказывался президент республики Рустэм Хамитов.

В МАУ вчера "Ъ" сообщили, что заинтересованы в прекращении программы. Источник в аэропорту объяснил, что эта позиция в том числе связана со сменой менеджмента аэропорта. Напомним, что программа внутрибашкирского авиасообщения в рамках республиканской целевой программы "Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан на 2009-2020 годы" была реанимирована при непосредственной поддержке экс-гендиректора МАУ Салавата Кутушева. В феврале он был смещен с поста (см. "Ъ" от 18 февраля). Новое руководство аэропорта сочло проект бесперспективным. Заместитель гендиректора МАУ по экономике и финансам Вильгельм Капп сообщил вчера "Ъ", что "рейсы не приостановлены, их нет", так как "нет пассажиров". "Нет компаний, которые хотели бы летать себе в убыток",- напомнил господин Капп. Другой представитель менеджмента аэропорта на условиях анонимности заявил "Ъ", что программа полетов в Сибай и Нефтекамск "начиналась прежним руководством (аэропорта - "Ъ") стихийно, без какой-либо подготовки и без всякого технико-экономического обоснования". "Теперь естесственно она прекращена как не приносящая прибыли аэропорту",- пояснил он. Известно, что для реконструкции двух аэропортов из средств МАУ было выделено около 200 млн руб.

Салават Кутушев пояснил "Ъ", что решающее слово в заморозке проекта принадлежало аэропорту. "Если заказчик проекта не заинтересован в его продолжении, то Utair как перевозчик тем более. Между тем, я считаю такую политику недальновидной",- отметил он.

"Дочки" МАУ в Сибае и Нефтекамске, между тем, не осведомлены о планах руководства. Так, начальник сибайского аэропорта Нуриахмет Ямантаев убежден, что полеты "временно приостановлены из-за проводимых на территории аэродрома строительных работ". "Мы достраиваем в аэропорту склад ГСМ и уверены, что программа будет развиваться",- рассказал господин Ямантаев.

Директор аэропорта "Нефтекамск" Адиб Низамов в курсе, что "руководство республики пытаются убедить, что эта программа не нужна", хотя, уверен он, "это не так". "Я могу доказать, что когда речь идет о Нефтекамске, то перелеты здесь рентабельны",- отметил он, добавив, что "аэропорт можно запускать уже сейчас, ничего не вкладывая", хотя для окончательной доработки, в том числе на строительство собственного пожарного блока, требуется еще от 4 до 20 млн руб.

Вильгельм Капп, комментируя планы руководства МАУ относительно восстановленных аэропортов, заявил, что "у нас есть сегодня малая, сверхмалая и спортивная авиация и еще много чего".

Председатель совета директоров УК "Авиа Менеджмент Груп" (владеет авиатакси Dexter) Евгений Андрачников полагает, что решение о заморозке местных авиарейсов может оказаться стратегически проигрышным. "Местное авиасообщение априори нерентабельно и может существовать только при поддержке бюджета или бизнеса. Но надо помнить, что когда начинается движение, начинается экономический эффект. Если нет нормального доступа из точки "а" в точку "б", в последней не будут строить бизнес. Многие губернии, понимая это, датируют местные авиалинии, так как это кровеносная артерия для развития бизнеса", - полагает господин Андрачников....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ-Уфа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка