О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Невелика потеря

Россия подсчитала упущенную выгоду от срыва военных контрактов с Ливией

В понедельник, 20 июня, на авиасалоне в Ле Бурже глава "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин сообщил журналистам, что выручка от экспорта изделий отечественной оборонной промышленности в 2011 году "будет очень хорошей". При этом, по словам Исайкина, из-за введения ООН санкций в отношении Ливии, Россия лишилась контрактов на поставку стране вооружения на 2 миллиарда долларов.

После долгожданного подписания контракта на строительство для России французских вертолетоносцев "Мистраль" 17 июня на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава "Рособоронэкспорта" отправился на другое не менее важное для страны мероприятие - международный авиасалон в Ле Бурже. Там Россия продавала индонезийцам пассажирские лайнеры Sukhoi SuperJet 100, а Анатолий Исайкин рассказывал о большой победе возглавляемой им корпорации в договоре о покупке французских кораблей.

Однако помимо "Мистралей" (на которых, в частности, базируются вертолеты НАТО, задействованные в военной операции в Ливии) Исайкин рассказал журналистам и про общие достижения России в области экспорта отечественного вооружения. Так, по словам главы "Рособоронэкспорта", в этом году наша страна заработает на продаже изделий оборонной промышленности еще больше, чем в предыдущем. По данным РИА Новости, в 2010 году доходы возглавляемой Исайкиным корпорации составили 8,5 миллиарда долларов. При этом ИТАР-ТАСС приводит еще большие данные по объему экспорта российских вооружений за прошлый год, оценивая их в 10 миллиардов долларов.

Такие показатели, безусловно, впечатляют. Не зря наша страна уверенно занимает вторую позицию в мире после США по объему поставок вооружения и военной техники за рубеж. Но закрывать глаза на упущенную выгоду в размере 2 миллиардов долларов на несостоявшихся контрактах с Ливией - это чересчур даже для такой традиционно щедрой страны, как Россия. Речь все-таки идет об объеме потерь, равном 20 процентам (если не больше) от общих доходов госкорпорации Анатолия Исайкина за прошлый год.

Более того, в начале марта 2011 года глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов, комментируя введение санкций со стороны ООН в отношении правительства Муаммара Каддафи, заявил, что объемы потерь России от срыва контрактов с Ливией составят целых 4 миллиарда долларов. Однако, по словам Исайкина, которые приводит "Интерфакс", Чемезов мог иметь в виду упущенную выгоду от несостоявшихся контрактов на несколько лет вперед.

Какие именно контракты с Ливией были сорваны в результате введения эмбарго со стороны ООН, не известно. Скорее всего, речь идет, в частности, о контракте, подписанном 29 января 2010 года между Москвой и Триполи на общую сумму в 1,3 миллиарда долларов. Тогда, по данным "Интерфакса", Ливия заказала в России большую партию стрелкового оружия, шесть учебно-боевых самолетов Як-130, различную бронетехнику, а также запчасти к ранее поставленной российской и советской военной технике, доля которой на вооружении страны, по разным данным, достигает 95 процентов.

Кроме того, по данным "Интерфакса", наша страна намеревалась подписать с североафриканским государством договор о поставке очередной партии авиационной техники и средств ПВО на 1,8 миллиарда долларов. Так, ожидалось, что Ливия может стать первым зарубежным покупателем российских истребителей Су-35. "Рособоронэкспорт" готовился к подписанию контракта на поставку ливийской джамахирии от 12 до 15 самолетов общей стоимостью около 800 миллионов долларов.

Еще около 1 миллиарда долларов Ливия готова была отдать за партию боевых вертолетов Ка-52 "Аллигатор" (не менее 10 штук), 40 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1" и два дивизиона зенитной ракетной системы С-300ПМУ2 "Фаворит" С. Также, по словам Анатолия Исайкина, ливийцы интересовались танками Т-90С, подводными лодками проекта 636, скоростными ракетными катерами типа "Молния", ракетными системами залпового огня "Град" и новейшей зенитной ракетной системой С-400 "Триумф".

Какова сейчас судьба заказанной ливийцами военной техники, Исайкин в Ле Бурже не рассказал. Остается только догадываться, какая ее часть стоит без дела на заводских складах, а какая вычеркивается из планов по производству. В любом случае, в результате введения эмбарго в отношении Ливии, которое 10 марта поддержал российский президент Дмитрий Медведев, потери понесет, очевидно, не только "Рособоронэкспорт", но и оборонно-промышленный комплекс России в целом.

В прошлом Россия уже не раз имела негативный опыт по части срывов поставок оружия и военной техники зарубежным странам. Взять хотя бы скандал с отказом Алжира от покупки наших истребителей МиГ-29СМТ, разгоревшийся в марте 2008 года. Тогда представители ВВС Алжира забраковали качество 15 российских самолетов. Однако уже в начале 2009 года стало известно, что купить некондиционные самолеты решили Военно-воздушные силы самой России. Более того, по словам представителей российского Минобороны, "алжирские" МиГи стали самыми современными истребителями на вооружении нашей страны. Стоит, правда, отметить, что, по мнению российских специалистов, африканцы напрасно отказались от отечественных истребителей и их претензии к качеству самолетов были необоснованными.

Может, и в этот раз России удастся обернуть своеобразное поражение в Ливии в маленькую победу для собственных вооруженных сил. И раз уж мы стали счастливыми обладателями французских "Мистралей", которые, по словам Исайкина, хотим отправить на охрану Курильских островов и оснастить вертолетами Ка-52 "Аллигатор", то почему бы не сделать это за счет вертолетов, изначально предназначавшихся войскам Муаммара Каддафи?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка