О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бывший глава "Росвооружения" Александр Котелкин реанимирует Як-40

Бывший глава "Росвооружения" Александр Котелкин инициировал проект по модернизации Як-40

Жители регионов, привыкшие к перелетам на сравнительно небольшие расстояния, скоро смогут познакомиться с обновленным ЯК-40. Как стало известно "Маркеру", бывший глава "Росвооружения" Александр Котелкин инициировал проект по модернизации среднемагистрального лайнера. По его словам, работы начнутся через несколько месяцев, и первые самолеты будут введены в эксплуатацию в конце 2012 г. Планируется, что затраты на "пилот" и новое оборудование составят $385 млн., которые предоставят немецкие и китайские инвесторы. Если этих денег не хватит, к проекту может подключиться ВЭБ.

Як-40 - пассажирский самолет для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е гг. До прошлого года выпускался выпускался Саратовским авиационным заводом, ныне фактически ликвидированным в результате банкротства. Як-40 до сих пор используется на многих авиалиниях местного значения. По словам специалистов, замены этому самолету до сих пор нет, и потому модернизация старой разработки позволит решить проблему старения парка машин для перевозки пассажиров на небольшие расстояния.

Проект по модернизации лайнера возглавит бывший глава "Росвооружения", генерал-майор авиации в запасе Александр Котелкин. "Мой проект по модернизации и восстановлению производства самолетов Як-40 получил одобрение премьер-министра Владимира Путина, - рассказал Котелкин "Маркеру". - Для нас это является благословением на начало работы".

Самолеты предполагается делать на мощностях конструкторских бюро подмосковного города Жуковский, а также, возможно, казанского и воронежского авиационных заводов. По словам Котелкина, производство стартует в конце года, а первые три "пилотных" модернизированных самолета будут введены в эксплуатацию в конце 2012 г. Затем предполагается постепенно обновить весь парк Як-40. В дальнейшем, в случае успеха этого проекта, возможно возобновление производства модернизированного ЯК-40.
По словам Котелкина, для реализации проекта уже создается новая компания. "Я буду миноритарным участником, - планирует бывший глава Росвооружения, - и постараюсь сделать так, чтобы ни у кого из инвесторов не было блокирующего пакета".

Без ВЭБа могут обойтись

Имена инвесторов Котелкин не раскрыл, но отметил, что это будут "немецкий и китайский партнеры". Возможно, обновлению Як-40 посодействует ВЭБ, которому государство рекомендовало осуществить финансирование проекта на коммерческой основе. "Дотации не предполагаются. Если ВЭБ предоставит нам средства, хотя они могут и не понадобиться, то только на условиях возвратности", - уточнил Котелкин.

В самом ВЭБе пока не торопятся принимать решение о выделении средств на модернизацию того или иного вида лайнеров, считая, что вопрос требует глубокого изучения. "Принятие решения о целесообразности реализации проектов по модернизации того или иного воздушного судна для региональных и местных перевозок возможно только после проработки Минтрансом и Минпромторгом вопросов, связанных с определением продуктового ряда судов, а также анализом потребности регионов в местных воздушных перевозках", - сообщили "Маркеру"в пресс-службе госкорпорации.

Чтоб не мешали валуны и скот

Планы у идеолога модернизации Як-40 амбициозные. Речь идет о создании на базе существующей конструкции экономичного и комфортабельного лайнера международного класса и продлении ресурса на 30 тыс. часов. "Необходимо и возможно за 3-4 года модернизировать весь летающий и нелетающий парк реактивных Як-40 с приведением их экономичности, авионики и комфортабельности до мировых стандартов", - уверяет Котелкин и даже мечтает, что Як-40 будет сертифицирован по европейским стандартам.

Потребность мирового рынка в Як-40 различных модификаций, по его данным, составляет минимум 3 тыс. лайнеров.

Як-40, отмечает Котелкин, единственный в мире пассажирский самолет, который садится на грунт. "Почему мы, к примеру, из Томска в Омск должны лететь через Москву? - рассуждает он. - Пусть возле каждого населенного пункта пройдет грейдер, сделает взлетно-посадочную полосу на 1100 м, пусть кто-то уберет с этой полосы валуны, пусть найдется какой-нибудь мужик, который будет выгонять с нее скот - для Як-40 этого достаточно". Котелкин рассчитывает, что $385 млн, которые требуются на реализацию проекта, будут потрачены на создание трех лайнеров, а также строительство новых производственных мощностей. Затраты, по его словам, должны окупиться за 7-8 лет.

Окупаемость под вопросом

Между тем опрошенные "Маркером" эксперты в окупаемости проекта сомневаются. "Региональные реактивные самолеты вместимостью менее 50 кресел, которые смогли бы как Як-40 совершать посадку на взлетно-посадочные полосы умеренной длины и с плохим состоянием аэродромного покрытия, нигде в мире серийно уже не производятся, если не считать лайнеры бизнес-класса, - говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, - и это считается показателем того, что рынку авиаперевозок они не очень-то нужны". Более того - региональные пассажирские самолеты получаются неоправданно дорогими из-за современных сертификационных требований. "В производстве по степени сложности они приближаются к крупным самолетам, но отбить эти затраты, перевозя не более 50 пассажиров, практически невозможно ", - заключил эксперт.

Гендиректор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев признает, что альтернативы Як-40 пока в стране нет, но тоже не уверен в успешном осуществлении планов Котелкина. "Як-40 - "страшно прожорливая" машина. Ее двигатели съедают больше тонны горючего в час. Нет смысла ею заниматься - нужны очень большие инвестиции, которые себя не оправдают"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Маркер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка