О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вячеслав Богуслаев: о будущем - с оптимизмом

"Российско-украинской интеграции в будущем нет альтернативы"

- Компания "Мотор Сич" очень тесно интегрирована с российской авиапромышленностью. И Вы неоднократно говорили о необходимости еще более тесной интеграции. Вокруг каких сегодняшних и перспективных проектов строится взаимодействие Украины и России в области авиастроения? И что нас ждет завтра?

- Отношения с российскими партнерами не прерывались даже в самые сложные времена, никакие политические катаклизмы не мешали и не помешают нам делать общее дело. И я убежденно говорю, что российско-украинской интеграции в будущем нет альтернативы. Прежде всего, я исхожу из интересов авиастроения. Если мы посмотрим на Запад, то увидим, что, например, "Airbus" объединяет несколько стран Евросоюза, в "Boeing" интегрированы десятки американских предприятий. Они пришли к тому, что существовало у нас в СССР - к глубокой специализации предприятий. Они приблизились к тому, от чего мы в последние десятилетия, наоборот, уходили. Такая кооперация - веление времени, это современно и выгодно. Почему же и нам не идти по этому оптимальному пути? И нам сегодня нужно сохранять уникальные традиции и интегрировать наши ресурсы. А для того, чтобы объединить усилия, необходимы реальные проекты, и они у нас есть, прежде всего, это самолеты Ан-148 и Ан-158 с двигателями Д-436-148 производства "Мотор Сич". Кстати, в минувшем июне исполнился год, как авиакомпания "Россия" эксплуатирует Ан-148, которые были закуплены в рамках договора лизинга с "Ильюшин Финанс". Самолет хорошо себя зарекомендовал, он используется и на внутренних линиях, и летает в страны Евросоюза, компания-перевозчик довольна им. И в этом году на авиасалоне в Ле Бурже подписан контракт между компанией "Антонов" и "Ильюшин Финанс" на покупку десяти самолетов Ан-158, на который есть уже твердые заказы. Самолет вполне конкурентоспособен по отношению к своим западным аналогам. Все это - примеры реальной и взаимовыгодной интеграции, которая позволяет нам, предприятиям авиастроительной отрасли, уверенно себя чувствовать на мировом рынке.

Наше предприятие смотрит в будущее с оптимизмом, мы обеспечены заказами, успех которых во многом определен совместными с российскими партнерами проектами. Вот приведу такие показатели, которые говорят сами за себя - за 2010 год предприятие реализовало изготовленной продукции на 4,7 млрд. грн. (а это 129,3% к 2009 году), а за 6 месяцев нынешнего года - на 2,3 млрд. грн., что на 135% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Отсюда - возможность увеличить заработную плату сотрудникам, принять на работу более тысячи специалистов. Сегодня и наше предприятие, и ГП "Ивченко-Прогресс", и компания "Антонов" подтверждают, что Украина была и будет авиационной державой!

- Не первое десятилетие вертолетные двигатели - это "визитная карточка" запорожских моторостроителей. Какие вертолетные программы наиболее актуальны для "Мотор Сич" сегодня?

- В июне этого года мы успешно завершили государственные стендовые испытания двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В для нужд российских Военно-воздушных сил. Уникальность этих испытаний в том, что впервые они проходили не на стендах разработчика или серийного завода, а на стендах авиаремонтного предприятия - 218 Авиаремонтного завода в городе Гатчине под Санкт-Петербургом. Общая наработка двигателя во время стендовых испытаний составила 350 часов. Мы возлагаем большие надежды на этот современный авиадвигатель с улучшенными ресурсными и техническими возможностями. В зависимости от типа вертолета предусмотрена его настройка на взлетную мощность 2500, 2400, 2200 и 2000 л.с. Двигатель, который сегодня уже принят на вооружение Министерством обороны Украины, в скором времени сможет поработать на обороноспособность России. Важно, что заказчиком выступит военное ведомство. Это означает надежность и стабильность, возможность планировать работу на длительную перспективу. Для нашего предприятия привычно работать на "оборонку". Сегодня оформлены все документы на проведение летных испытаний оснащенного этим двигателем вертолета Ми-8МТВ в центре армейской авиации в городе Торжке.

Мы ведем работу по созданию модификации этого двигателя, которая получила обозначение ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 и 4E. Эта модификация предназначена для ремоторизации "ветеранов" - вертолетов Ми-8Т, где новый двигатель заменит снятые с производства ТВ2-117. Сегодня Ми-8Т еще в строю, продолжают свою службу и в странах СНГ, и за рубежом, и продлить их героический век - наша сегодняшняя задача. Для ремоторизации вертолетов Ми-2 создается модификация АИ-450М - этот двигатель заменит снятый с производства ГТД-350.

Кстати, недавно мы подписали соглашение с авиакомпанией "ЮТэйр" о программе капитального ремонта авиационных двигателей вертолетов Ми-8МТВ-1 и Ми-26.

Мы ведем доводочные работы по современному двигателю МС-500В, который предназначен для вертолетов со взлетной массой от 3,5 до 6 тонн. Мы надеялись, что этот двигатель будет ставиться на перспективный легкий вертолет "Ансат" на Казанском вертолетном заводе, но пока этот проект в России не получает поддержки и развития. Отмечу, что по своим тактико-техническим характеристикам двигатель превосходит зарубежный аналог фирмы Pratt&Whitney (PW207K).

- Вы неоднократно говорили, что стратегический вектор "Мотор Сич" - это страны Востока. На европейский рынок авиации и авиатехники компании из России или Украины пробиться трудно, практически нереально, нас там никто не ждет. Зато восточные гиганты вроде Китая и Индии принимают с распростертыми объятиями. Насколько в последние годы компания "Мотор Сич" продвинулась в восточном направлении?

- Мы всегда придавали огромное значение присутствию на рынке крупнейших восточных держав - прежде всего Индии и Китая. Отношения с этими странами установились еще в советские времена. "Мотор Сич" сегодня имеет сеть региональных представительств и в Китае, и в Индии, и в регионах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Напомню, что еще до распада Союза наше предприятие, носившее еще название "Моторостроитель", первым среди авиационных предприятий страны получило право самостоятельной экспортной деятельности. Так что мы уже не одно десятилетие находимся в свободном плавании в волнах глобального рынка авиационного двигателестроения, комплектующих и авиаремонта. Накоплен огромный позитивный опыт, наш бренд давно стал узнаваемым и "говорящим", чему во многом способствует активная выставочная деятельность - ведь мы считаем своим долгом присутствовать на крупнейших мировых выставках и авиасалонах, где мы презентуем новые разработки, устанавливает новые деловые связи, укрепляем сотрудничество с теми партнерами, которые уже знают, что иметь дело с "Мотор Сич" - и выгодно, и надежно, и даже престижно, ведь за нами - проверенные временем традиции двигателестроения.

Сегодня мы активно развиваем те направления международного сотрудничества, где нас по-настоящему ждут, где уже сегодня есть реальная работа для нас. Прежде всего, Китай очень заинтересован в сотрудничестве с нами. Он пока не владеет теми высокими технологиями, которые есть в России на Украине, но быстро учится, наращивает темпы экономического развития. Сегодня в Поднебесной успешно эксплуатируются наши двигатели АИ-25ТЛК, которые модифицированы специально для китайского учебно-тренировочного самолета К-8J. С Китаем мы подписали очень важный контракт на поставку двигателей АИ-222-25Ф, который предназначен для учебно-боевого самолета L-15.

Важны и выгодны для нас отношения с Индией, которые также установились еще в советские времена. Кстати, в этом году мы отмечали юбилей - первый военно-транспортный самолет Ан-12 с нашими моторами был поставлен в Индию ровно полвека назад. Самолет исключительной надежности, удивительно неприхотливый. Об этом вспоминали во время авиасалона "AERO INDIA 2011", в котором наша компания традиционно участвует. Долгие годы в Индию поставлялись военно-транспортные самолеты Ан-32 с нашими двигателями АИ-20, которые прекрасно себя зарекомендовали в экстремальных условиях высокогорья и жаркого климата. Министерство обороны Индии обоснованно решило модернизировать этот самолет, и мы активно включились в этот проект по "второму рождению" Ан-32, подписали контракт с индийской стороной, начались поставки модернизированных самолетов. При нашем участии в Индии налажен ремонт наших моторов - АИ-20, ТВЗ-117, АИ-9В, мы поставляем для них комплектующие. Кстати, сейчас в Индии эксплуатируются более двухсот вертолетов Ми-25, Ми-35, Ка-28, Ми-17 и Ми-8МТВ с двигателями производства "Мотор Сич", то есть наше присутствие на авиационном рынке Индии можно с полным основанием назвать солидным и весомым. Немало и перспективных проектов, которые мы будем развивать с индийскими партнерами.

Производство самолета Ан-140, для которого мы строим двигатели, уже не первый год освоено в Иране, где они очень востребованы, в частности, используются при патрулировании границ. Зарекомендовал себя этот самолет прекрасно. Самолеты выпускаются в Исфахане по лицензии, но руками местных специалистов, которые прошли обучение на Украине и в России.

- Чем была вызвана необходимость создания на предприятии специализированного подразделения по ремонту и модернизации оборудования с ЧПУ, в том числе импортного производства?

- К сожалению, не только на Украине, но и в других странах СНГ практически развалено станкостроение и инструментальная промышленность, без которых невозможно нормальное развитие ни одной отрасли, а уж особенно - авиастроения. В итоге, мы вынуждены заработанные средства вывозить за границу, закупая оборудование иностранного производства. На "Мотор Сич" создано собственное инструментальное производство, которое полностью обеспечивает наши потребности и в оснастке, и в инструменте. Для собственных нужд мы наладили производство станков - мы можем сегодня не только поддерживать оборудование в нормальном состоянии, проводить капитальный ремонт, техническое перевооружение, но и создавать новое оборудование, не обращаясь к зарубежным фирмам. Это дает нам серьезную экономию средств....
Авторские права на данный материал принадлежат «Мотор Сич». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка