АРМС-ТАСС
25 июля 2011, 18:45
Симптомы гипоксии у пилотов F-22 ВВС США могут быть обусловлены проникновением в кабину одноокиси углерода
Симптомы гипоксии у пилотов F-22 ВВС США могут быть обусловлены проникновением в кабину одноокиси углерода
Продолжающийся в настоящее время запрет на полеты "Рэпторов" был введен 3 мая, после регистрации 14 инцидентов, когда пилоты этого истребителя "стелс" испытывали симптомы гипоксии.
Первоначально эксперты предполагали, что данные симптомы являются следствием неполадок в работе бортовой системе генерирования кислорода OBOGS (On-Board Oxygen Generation System). Однако в настоящее время в качестве основной причины они рассматривают попадание в кабину "Раптора" одноокиси углерода из выхлопа двигателей.
В частности, на авиабазе Элмендорф (шт.Аляска), где произошло большинство инцидентов, по причине сурового климата пилоты часто запускали двигатели самолета еще в ангаре до начала взлета. По мнению ведущих расследование экспертов, выхлопные газы реактивных двигателей F -22 задерживались в ангаре и впоследствии засасывались обратно в двигатели где попадали в воздухозаборники системы OBOGS.
При этом, отмечают специалисты, конструкция и расположение системы забора воздуха для OBOGS (смонтирована вместе с секцией компрессора двигателей) являются стандартными для реактивных самолетов.
Как подчеркнул президент экспертной компании "Текоп интернэшнл" Ханс Вебер, даже небольшая доля одноокиси углерода, который не имеет цвета и запаха, может привести к серьезным проблемам. "Не нужно большой концентрации газа, чтобы он начинал оказывать влияние на пилота и приводил к недомоганию и снижению восприятия" - отметил эксперт.
Вебер подчеркнул, что существует несколько вариантов решения данной проблемы. Если одноокись попадает в дыхательную систему по причине запуска двигателя в замкнутом помещении, решение является простым - запускать двигатели только на открытом пространстве. Если самолет должен быть запущен внутри ангара (низкие температуры), то запуск кислородной системы должен быть отложен до выведения самолета на открытое пространство. Однако, если в кабине пилота продолжает сохраняться опасный уровень одноокиси углерода при соблюдении вышеописанных решений, то ВВС необходимо оборудовать систему жизнеобеспечения дополнительными патронами газогенерации.
С аналогичными проблемы OBOGS ВМС США уже приходилось сталкиваться на палубных самолетах F/A-18 "Хорнет".
В частности, в период 2002-2009 гг. было сообщено о 64 эпизодах гипоксии у пилотов F/A-18, в том числе 2 со смертельным исходом. При этом
около 77 проц. инцидентов произошли на одноместных "Хорнетах". Частота инцидентов для этого варианта самолетов составила 3,2 на 100 тыс. полетных часов, в то время как для двухместных версий - 1,7.
В соответствии с данными ВМС, одноокись углерода попадала в систему дыхания пилотов пока они ожидали своей очереди взлета на палубе авианосца, и самолет подвергался действию выхлопных газов впереди стоящего истребителя-бомбардировщика, двигатели которого работали на малом газу. В целях устранения проблемы была модифицирована система OBOGS, после чего случаи гипоксии на F / A-18 не повторялись....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят