О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-134: стоит ли торопиться?

За свою сравнительно долгую жизнь Ту-134 зарекомендовал себя в качестве одного из наиболее безопасных и надежных авиасредств

29 июня 1963 г. летчик-испытатель Александр Калина впервые поднял в воздух самолет Ту-124А (позднее стал называться Ту-134). Одновременно с проведением комплексного испытания шло освоение его серийного производства на Харьковском авиационном заводе. Самолеты выпускались в различных модификациях с 1964 по 1989 г., всего было построено 852 машины, в том числе на экспорт поставлено 134 Ту-134, часть из которых эксплуатируется и сегодня.

Пассажирские перевозки на Ту-134 советский Аэрофлот начал в 1967 г. Безусловно, за многие годы, не пополняясь свыше 20 лет, парк Ту-134 заметно сократился. Но за свою сравнительно долгую жизнь он зарекомендовал себя в качестве одного из наиболее безопасных и надежных авиасредств. Фактически не было тяжелых летных происшествий по причине отказа или, тем более, поломок самолетных конструкций. А по показателю надежности, причем за последний период наблюдения в 2007-2010 г.г., коэффициент надежности К1000 составил 0,049 при нормированной величине 0,2.

За 44 года эксплуатации Ту-134 перевезли более 215 млн. пассажиров, выполнив свыше 6 млн. полетов, находясь в воздухе более 10 млн. часов. Сегодня на регулярных линиях РФ занято всего менее 100 Ту-134. Говорят (правда, далеко не все, в основном, некоторые столоначальники), что самолеты Ту-134 "старые" и их следует вывести из регулярной эксплуатации.

Давайте разберемся. Во-первых, вспомним, что в 90-ые и нулевые годы много самолетов простаивало из-за резкого сокращения объема перевозок, то есть они (самолеты) "взрослели", но не изнашивались.

Во-вторых, по бюллетеню № 134-0002БЭ от 27.04.2011 г. самолетам Ту-134 установлен ресурс в 32 000 полетов, а срок службы - 40 лет. Из упомянутых (менее 100) самолетов, свыше 50 имеют возраст до 31 года, а 25 самолетов - от 32-34 лет. Более 25 000 полетов выработали лишь 20 машин, поэтому оставшийся парк не такой уж и "старый", а главное не изношенный! Преждевременный вывод Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах, безусловно, ошибочен.

Заявляют также, что Ту-134 не оборудован системами предупреждения столкновения с самолетом в воздухе и опасного приближения к земле с функцией оценки рельефа местности в направлении полета, а также обеспечения вертикального эшелонирования. Это не так. По всем трем направлениям ОКБ выпустило документацию, проведены испытания, получено одобрение, выпущены для установки необходимой аппаратуры соответствующие документы. Несколько производственных структур выполняют эти работы. На сегодня доработаны под установку перечисленной аппаратуры: сближение в воздухе - 30 Ту-134; приближение к земле - 16; эшелонирование - 30. Необходимо не мешать авиакомпаниям выполнять эту работу, а всячески содействовать ее продвижению.

Итак, самолет Ту-134 прошел с положительными результатами все виды испытаний, сертифицирован по английским нормам летной годности (отечественных тогда не было), имеет аттестат летной годности, утвержденный Минавиапромом СССР и МГА СССР. Он дорабатывается согласно новым международным правилам, вводимым с 2012 г. (для самолетов, вылетающих за рубеж), на что, как упоминалось, имеются соответствующие указания: на сближение в воздухе - №134-02-3/2000-27; на приближение к земле - №02-1/05-19; на эшелонирование - №134-03-2-01-32.

Почему же такая немилость выпала на долю этого заслуженного, надежного самолета? Напрашивается вопрос: а кто следующий из оставшихся Ил, Ан, Ту и Як? И почему решение о выводе того или иного типа самолета принимает Министерство транспорта, а не его собственник, эксплуатант? Кому, как не ему, знать и учитывать надежность самолета, его рентабельность и другие показатели? Не слишком ли мы все торопимся?

В заключение, должен объяснить, почему я так болезненно воспринял известие об отстранении Ту-134. Дело в том, что в 1960 г. я был назначен ведущим инженером по этому самолету, и вся работа по проектированию, постройке опытного образца, комплексу испытаний, внедрению в производство, освоению в эксплуатации, поставке первых машин на экспорт и т.д. в течение более десяти лет прошла не без моего самого активного участия. Я с гордостью и, увы, горькой радостью сегодня вспоминаю это время и, даю слово, не хочу, чтобы жизнь славного детища нашей фирмы так незаслуженно оборвалась.

Но врожденный оптимизм мне подсказывает, что все еще можно поправить, и мы вместе с Ту-134, говоря словами Ивана Тургенева, "еще повоюем"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка