АК "Полярные авиалинии"
12 августа 2011, 12:31
Участники интригующей экспедиции вылетели из Якутска в поселок Тикси на самолете Ан-24 "Полярные авиалинии"
Участники интригующей экспедиции вылетели из Якутска в поселок Тикси на самолете Ан-24 "Полярные авиалинии"
Добраться до конечной точки маршрута - Новосибирских островов, можно только по воздуху. Участники интригующей экспедиции вылетели из Якутска в поселок Тикси на самолете Ан-24 "Полярные авиалинии". Затем двумя вертолетами на остров Котельный.
Доктор Вальтер был участником знаменитой Русской полярной экспедиция под руководством барона Эдуарда Васильевича Толля в 1900—1902 годах.
21 июня 1900 года шхуна "Заря" снялась с якоря в Санкт-Петербурге. Моторно-парусная яхта, оснащённая по последнему слову техники, отправилась от берегов Невы к полуострову Таймыр, к Северной Земле. В задачи экспедиции входило исследование Новосибирских островов, проход (второй раз в истории мореплавания) Северным Морским путем и поиск легендарной "Земли Санникова". Путешествие длилось до октября 1902 года и принесло весьма значительные результаты: были исследованы полуостров Таймыр и Новосибирские острова. Участником плавания на "Заре" был будущий адмирал, а тогда лейтенант Александр Колчак, проводивший исследования полярных льдов. Один из островов в Таймырском заливе барон Толль окрестил в честь самого Колчака. Именно он по спасательной экспедиции найдет в 1903 году на острове Беннета (один из Новосибирских островов) зимовье Толля, где остались вещи и дневник. Сам барон Толль и два проводника-каюра бесследно исчезли.
Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр. 25 августа "Заря" направилась на поиски Земли Санникова, однако уже 9 сентября наткнулась на пояс мощных льдов. Пришлось устраиваться на зимовку.
В мае 1902 года начинается подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта (один из островов Де-Лонга). 5 июля 1902 года Толль покинул Зарю в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова.
Планировалось, что "Заря" подойдёт к острову Беннетта два месяца спустя. 13 июля партия Эдуарда Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь. 3 августа на байдарках они достигли острова Беннетта.
Известно, что группа Толля, не дождавшись шхуны, приняла решение самостоятельно двигаться на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы этих четырёх человек поныне не обнаружены.
Из-за тяжёлой ледовой обстановки "Заря" не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьёзные повреждения, делавшие невозможным дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси и выбросить на мель.
Академия наук России обратилась к якутской купчихе первой гильдии Анне Ивановне Громовой, которая имела пароход "Лена", с просьбой спасти членов экспедиции, получив взамен остатки шхуны. Пароход сделал несколько рейсов в Тикси, вывез людей и кое-какое снаряжение со шхуны. Всё имущество с "Зари" было погружено в склады Громовой в Якутске. Экипаж шхуны на рейсовом судне по Лене прибыл в Якутск и уже в декабре 1902 года был в Петербурге.
"Заря" осталась в бухте Тикси в северной части острова Бруснева и несколько лет использовалась судоходной компанией Громовой. В 1915 году на судне вспыхнул пожар, и оно сгорело до уровня ватерлинии.
Академия Наук решила организовать экспедицию по поиску барона Толля и его спутников. Первоначально к острову Беннетта планировали послать ледокол "Ермак", но от этой идеи отказались, решив организовать санно-шлюпочную экспедицию. Возглавил ее лейтенант Колчак. Поисковая экспедиция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В ее составе было 17 человек на 12 нартах, запряженных 160 собаками. Путь до острова Беннетта занял три месяца, и практически каждый метр этого пути был связан с риском для жизни. Постоянно шли обильные снегопады, приходилось часто стаскивать шлюпки с мелей, причем были неизбежны "купания" в ледяной воде. 4 августа, добравшись до острова Беннетта, члены экспедиции обнаружили там предметы и записку, оставленные бароном Толлем. Из нее следовало, что исследователь и его спутники еще 26 октября 1902 года ушли на юг, имея запасов провизии лишь на две-три недели. Стало окончательно ясно, что Толль погиб.
Обратная дорога Колчака была не менее трудной. Моряки выдержали все испытания и благополучно прибыли в Казачье, а оттуда через Якутию — в Иркутск. За этот подвиг Колчак получил орден Святого Владимира IV-й степени, а позже Русское Географическое Общество наградило его высшей наградой — большой золотой Константиновской медалью.
Сегодня отыскать могилу или раскрыть тайну пропавших людей, отправившихся в поисках таинственной Земли Санникова, никогда уже не удастся. Но на острове Котельный сохранилась могила судового врача Первой Русской полярной экспедиции, ближайшего друга Толля доктора Германа Вальтера. В экспедицию он был приглашен не только как врач, но и как зоолог, орнитолог и бактериолог. Доктор, не допустивший ни единой смерти, за все два года плавания стал первой жертвой полярной экспедиции, искавшей легендарную землю Санникова. Его сердце остановилось во время дежурства на наблюдательной станции 3 января 1902 года. Похоронили отважного доктора на западном берегу острова Котельный.
Со времен трагической экспедиции прошло 111 лет. Канувший в историю век показал, что вечной не может быть даже мерзлота. В начале 2000-х годов земля на острове Котельный начала оттаивать.
В 2010 году участники экспедиции Дмитрия Шпаро обнаружили могилу доктора Вальтера. За более чем сто лет захоронение пришло в упадок. Около могилы было озеро, выглядывали доски гроба. Крест и столбик, которым больше века, лежали на земле. Их матросы "Зари" смастерили из запасной мачты шхуны. Год назад их очистили от ржавчины и покрасили. Но потом решили заменить точной копией, а оригинал отдать в музей поселка Тикси. Для перезахоронения сохранили лишь крест с крышки гроба и якорные цепи, служившие ограждением. Новую могилу вырыли подальше от болотистых мест и поближе к живописному обрыву с видом на залив.
Сначала останки доктора хотели перенести на историческую родину в Эстонию. Связались с потомками. После продолжительных переговоров решили, что лучше оставить могилу в Арктике.
Экспедиция получилась масштабной.
На новую могилу ушло много времени. Приходилось отвоевывать у вечной мерзлоты всего лишь по 20 сантиметров в сутки. Памятник установили на 1,5-метровых сваях.
Для открытия последнего захоронения доктора Вальтера, ставшего символическим конечным пристанищем барона Толля и его спутников, прилетели посол Эстонии Симму Тийк, заместитель председателя правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин, потомки доктора Вальтера из Эстонии и Германии.
"Эта экспедиция позволила стране создать Северный морской путь и открыла двери к кладовым Арктики - напомнил Анатолий Скрыбыкин. - Хотя сегодня у каждого есть телефон, а на море суда сопровождают атомные ледоколы, освоение Арктики по-прежнему сопряжено с риском".
Отметим, что к новой могиле Вальтера участников экспедиции сопровождали белые медведи.
Кстати сегодня романтическая и окутанная тайной Земля Санникова вполне реальна - это всего лишь остров, который носит прозаическое название - Столбовой. Он был открыт охотником и сборщиком мамонтовой кости Яковым Санниковым более двухсот лет назад. Знаменитый остров-призрак он наблюдал как раз с острова Котельный в 1811 году, во время научной экспедиции на Новосибирские острова.
Впоследствии дважды легендарный барон Толль также с Котельного видел высокие каменные горы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят
Апрель 25, 2024
Самолет президента Азербайджана впервые осуществляет рейс в Берлин из аэропорта Физули