О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

К дальним перевозкам допустят только 10 авиакомпаний

Хотя государство пошло на смягчение требований к авиаперевозчикам, им соответствуют лишь 7% из них

Государство пошло на смягчение требований по минимальному числу самолетов, которыми должны владеть авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы на дальние расстояния. Если первоначально речь шла о планке в 20 однотипных самолетов, то сейчас говорится об ограничении в 10 авиалайнеров. Хотя это требование менее жесткое, соответствуют ему лишь 7% российских авиакомпаний.

Проект нового решения Минтранса будет обсуждаться 18 августа на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 на специальном круглом столе. Чиновники собираются внести соответствующие изменения в сертификационные требования к авиакомпаниям. Как пояснили в ведомстве, суть нововведений заключается в установлении минимальных требований к количеству эксплуатируемых воздушных судов в зависимости от классификации перевозчиков по дальности полетов. По словам зампреда Национальной ассоциации воздушного права Бориса Елисеева, чтобы внести такие ограничения, не надо будет менять федеральное законодательство в области регулирования гражданской авиации.

На сегодня предложение выглядит следующим образом. Осуществлять дальнемагистральные регулярные пассажирские полеты должны будут только те авиакомпании, чей парк самолетов эквивалентного типа насчитывает не менее 10 машин. Это уже скорректированное и более сбалансированное решение с учетом первой реакции отраслевых специалистов.

В Минтрансе "Известиям" пояснили, что ограничение в 10 воздушных судов скорее всего будет только первым этапом. А затем (правда, когда - неизвестно) это требование может быть повышено до 20 самолетов, как изначально и планировалось.

Почему же чиновники пока пошли на смягчение требований? Дело не только в высокой планке в 20 авиалайнеров, но и в самом термине "однотипные самолеты". В парках многих перевозчиков есть самолеты разных производителей, но при этом одинакового класса и размерности, однако формально они не относятся к одному типу и, следовательно, их нельзя было бы суммировать для получения "проходного балла".

Но даже 10 самолетов - серьезное ограничение. Например, весь флот авиакомпании Avianova состоит всего из шести самолетов семейства Airbus A320. При этом компания за первое полугодие перевезла почти 600 тыс. пассажиров и находится на 11-й строчке рейтинга российских перевозчиков, немного уступая "ВИМ-Авиа".

Но пересмотр ограничений уже позволил многим перевозчикам вздохнуть свободнее. У авиакомпании "Татарстан" (22-я позиция в рейтинге авиакомпаний на 1 июля) сейчас есть два самолета семейства Airbus A320 и пять - линейки Boeing-737. Есть еще несколько отечественных Як-42 и Ту-154, но их перевозчик собирается в ближайшее время вывести из эксплуатации. Формально компания не соответствует новым правилам. Но в "Татарстане" говорят, что барьер в 10 самолетов одного класса не страшен. "Для нас могло стать критичным повышение планки до 20 самолетов", - отмечают в компании. Перевозчик в любом случае собирался расширять свой флот.

Аналитик агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что вводить ограничения по количеству самолетов не совсем корректно. "Есть нишевые перевозчики, которые могут быть вполне успешны даже при небольшом авиапарке", - поясняет он. По мнению Бориса Елисеева, при изменении правил игры есть смысл установить переходный период, в течение которого авиакомпании смогут договориться о консолидации своих парков воздушных судов. На что государство, судя по всему, и пошло.

Авиакомпании, которые перестанут удовлетворять новым требованиям, также смогут летать на дальние расстояния, но только на чартерной основе, которая предполагает получение разовых разрешений.

А вот для авиакомпаний, которые будут выполнять полеты по региональным, внутрирегиональным и местным маршрутам, никаких ограничений по парку воздушных судов вводить не планируется, говорят в Росавиации.

Остается неясным, по каким критериям авиавласти станут классифицировать перевозчиков, то есть определять, какой перелет является региональным, а какой будет отнесен, например, к дальнемагистральным.

По данным на 8 августа, действующий сертификат эксплуатанта имеют 147 авиакомпаний. Официальной статистики по количеству перевозчиков, удовлетворяющих требованию о наличии не менее 10 эквивалентных самолетов, не существует. Однако в специализированном издании "Авиатранспортное обозрение" специально для "Известий" подсчитали, что планку сумеют преодолеть только 10 авиакомпаний, или около 7% от их общего количества. В расчет не брались перевозчики, имеющие в своем парке устаревшие типы отечественных воздушных судов, полеты которых планируется запретить со следующего года.

В Минтрансе и Росавиации сомневаются, что внесение изменений в сертификационные требования к авиакомпаниям может быть рассмотрено на ближайшем заседании правительственной комиссии по транспорту и связи, намеченном на 23 августа и посвященном обсуждению проблем технологической безопасности. Однако источник "Известий", близкий к комиссии, говорит, что это вполне возможно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка