Автор: Полина Никольская
Опубликовано: 09.09.2011, 12:07
 

"Можно запретить что угодно"

Возможные причины катастрофы Як-42


[image]

Межгосударственный авиационный комитет готовится расшифровывать бортовые самописцы разбившегося Як-42. Летавший в 90-х на том же самолете пилот рассказал "Газете.Ru", что считает причиной катастрофы неправильно настроенный стабилизатор. В версию о некачественном топливе, выдвинутую Минтрансом, он не верит. Эксперты сходятся во мнении, что Як-42 был нестарой для отечественного авиапрома машиной и списывать из-за катастрофы похожие модели будет поспешным решением.

"Черные ящики" разбившегося под Ярославлем Як-42 найдены. "На месте авиационного происшествия с самолетом Як-42 RA-42434 обнаружены параметрический защищенный и звуковой регистраторы полетной информации. Осмотр, вскрытие и работы по установлению наличия записи аварийного полета будут производиться в лаборатории Межгосударственного авиационного комитета (МАК)", - сказано в сообщении комитета.

Сейчас известно только, что проблемы у самолета начались при разгоне на взлетно-посадочной полосе.

"Интерфакс" сообщает, что Як-42 проехал все три километра ВПП аэропорта Туношна, а потом еще 400 метров по траве. "При этом на газоне остались следы только от задних тележек. Это свидетельствует о том, что пилоты пытались поднять самолет в воздух", - сказал источник агентства. Як-42 удалось взлететь, но нужную полетную скорость он так и не набрал. Пролетев 500 метров, он столкнулся с антенной маяка, развалился на части, хвостовая часть загорелась.

Официальных версий причин катастрофы МАК не выдвигал. Замглавы Минтранса Валерий Окулов сказал, что следствие рассматривает "технический отказ самолета и человеческий фактор". Замминистра назвал только одну конкретную версию - некачественное топливо. Сейчас образцы горючего, которое заливали в баки Як-42, проходят экспертизу. Впрочем, источники "Интерфакса" уже сообщили, что тем же топливом заправляли самолет, вылетевший в среду утром из Туношны в Норильск. Рейс он выполнил без происшествий.

Причин, по которым Як-42 не набрал необходимую летную высоту и долго разгонялся, можно назвать десятки, констатирует главный редактор аэрокосмического журнала "Взлет" Андрей Фомин. Говорить о правомерности хотя бы одной из них пока не приходится, считает эксперт. Из самописцев еще не получены даже первичные сведения, например работали ли двигатели до столкновения с землей или отказали в воздухе.

Заслуженный пилот России Владимир Орлов, летавший много лет командиром на Як-42, считает, что причиной катастрофы мог стать неправильно установленный стабилизатор (находится на хвосте и обеспечивает устойчивость самолета).

В 1996-1997 годах летчик сам сидел за штурвалом того самого разбившегося Як-42. "При взлете показатель стабилизатора устанавливается на -5° или -6°, зависит от загрузки, погоды и так далее. Если он был установлен на 0° или +1°, то уже были бы большие сложности. Стабилизатор был неправильно установлен перед взлетом пилотом, или в процессе по каким-то другим причинам произошел увод стабилизатора. Если стабилизатор стоял на пикировании, им просто не хватало сил, чтобы поднять носовое колесо, поэтому и долго разгонялись", - говорит он.

Фомин согласен, что в теории Як-42 мог вести себя так на ВПП и в воздухе при неправильно установленном положении стабилизатора, но "эта одна из многих-многих теорий". "То же самое могло произойти, если бы он летел и с невыпущенными закрылками, и так далее", - подчеркивает эксперт.

У версии о некачественном топливе есть противники и сторонники. Орлов в нее не верит: самолет смог разогнаться и взлететь - значит, топливо поступало. Заслуженный пилот также не считает, что причиной падения мог стать отказ двигателя. При отказе одного и даже двух двигателей Як-42 смог бы набрать необходимую высоту, тем более что самолет не был даже полностью загружен: из 120 мест заполнены были 45.

А бывший глава Центра авиационной безопасности ГосНИИ ГА Герман Никулинский считает, что отказ двигателей или некачественное топливо как раз и есть возможные причины катастрофы: "У вас есть машина? Если вы будете заливать ее некачественным бензином, она долго проездит? Ну либо двигатели по какой-то причине не набрали мощность". Некачественное топливо как возможная причина катастрофы нередко выдвигается в первые дни после крушения самолетов. О ней чиновники говорили и в декабре, после того как в Домодедово рухнул Ту-154 "Дагестанских авиалиний". Подтверждения она до сих пор не нашла.

Окулов уже заявил, что по итогам проверок и технического анализа Росавиация может прекратить или ограничить эксплуатацию Як-42.

Впрочем, эксперты сомневаются, что причиной аварии могли стать технические и производственные характеристики самолета.

Як-42 с бортовым номером 42434 был произведен в 1993 году - для отечественного авиапрома машина не старая, говорит Фомин. Летавший на разбившемся Як-42 Орлов подчеркивает, что и не изношенная.

В 1990-х она принадлежала компании "Орел-Авиа", потом была передана центру имени Хруничева, "он летал на запуски "Протона" на Байконур". "Самолет летал только с "випами" и не так часто. Он делал рейс, прилетал на базу - его осматривали. Потом он неделю мог стоять. Другие машины летают по 17-20 часов в сутки, а этот 5-6", - рассказывает пилот. Фомин также считает, что запрет на эксплуатацию Як-42 может стать поспешным решением. "Самолет хоть и фигурировал в аварийных сводках, крупных катастроф и даже аварий с ним в 1990-х и 2000-х не случалось, - говорит редактор "Взлета". - С производственными недостатками происшествия связаны не были". По данным Russianplanes, в России в настоящее время 86 самолетов Як-42 эксплуатируют 28 авиакомпаний, еще 71 самолет находится на хранении. "Можно запретить что угодно, но на чем тогда будем летать?" - резюмирует Фомин.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 сентября 2011 года | Дайджест публикаций за 9 сентября 2011 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Федеральное агентство воздушного транспорта, Ту-154, Як-42, Т-208, Взлет, Окулов Валерий, Ту-154М (в процессе тестирования)