О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ничего невозможного

Премьер Владимир Путин и два члена его кабинета получили от Дмитрия Медведева личные поручения, нацеленные на повышение безопасности воздушного транспорта в России. Практически все, чего требует от них президент, в российской авиации уже внедрено

Премьер Владимир Путин и два члена его кабинета получили от Дмитрия Медведева личные поручения, нацеленные на повышение безопасности воздушного транспорта в России. Отчитаться о выполнении задания чиновникам будет просто. Практически все, чего требует от них президент, в российской авиации уже сделано, принято и внедрено.

Поручения Медведева по итогам разбора авиакатастрофы 6 сентября в Ярославле, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив", касаются законодательного регулирования, финансирования и технического оснащения отечественной гражданской авиации. Согласно перечню, опубликованному вчера пресс-службой главы государства, ответственность за конкретные вопросы президент распределил между премьер-министром Владимиром Путиным, министром транспорта Игорем Левитиным и министром промышленности и торговли Виктором Христенко. Президент не требует от своих подчиненных ничего невозможного.

В срок до 15 ноября правительство должно "разработать комплекс мер по прекращению деятельности в Российской Федерации авиаперевозчиков, не способных обеспечить безопасность полетов". Безопасность эксплуатации разных средств передвижения, в том числе и воздушных, в нашей стране с 2004 года контролирует отдельное ведомство - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), находящаяся в ведении Минтранса. Если Ространснадзор сомневается в безопасности деятельности любой авиакомпании, то по его представлению в любой момент работу такой компании может остановить другая структура Минтранса - Росавиация. С прошлого года это федеральное агентство дополнительно получило право прекращать работу авиакомпаний не только по техническим соображениям, но и по финансовым. То есть в случаях, когда у компании возникают денежные недоразумения с аэропортами, поставщиками топлива или другими партнерами. Таким образом, меры, разработать которые требует президент, уже применяются на практике. Премьеру Путину не составит труда доложить об этом 15 ноября или даже раньше, если потребуется.

К этому же сроку Медведев поручил правительству подготовить и внести в Госдуму законопроекты о приведении Воздушного кодекса к международным стандартам и о реализации госпрограммы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Упомянутая президентом госпрограмма утверждена распоряжением правительства в 2008 году и рассчитана на срок до 2015 года. С повышением статуса этого документа до федерального закона значение его, возможно, и изменится, но содержание - нет. В надзоре за обучением летчиков отраслевые власти и сейчас руководствуются рекомендациями Международной организации гражданской авиации ООН. В этом же пункте перечня поручений президента говорится о "возможности внесудебного порядка приостановления деятельности эксплуатантов воздушных судов" - такая возможность у Росавиации, напомним, уже есть.

Единственным по-настоящему многообещающим инструментом управления, предусмотренным поручением главы государства, является увеличение штрафов за нарушение правил подготовки и выполнения полетов. С их новым размером правительство должно определиться до 20 декабря.

Серьезную новацию можно усмотреть и в пункте поручений Медведева, касающемся принятия срочных мер по субсидированию лизинга воздушных судов независимо от государства-производителя. С 1999 года, когда стартовала программа бюджетной поддержки отечественного авиапрома, и вплоть до сегодняшнего дня государство субсидировало исключительно лизинг российской авиатехники. В сентябре 2010 года госкорпорация "Ростехнологии" подписала с американской компанией Boeing соглашение на сумму $3,7 млрд о покупке 50 самолетов. Предполагается, что "Ростехнологии" через дочернюю лизинговую компанию реализуют их на российском рынке. В мае 2011 года Сбербанк подписал с той же компанией Boeing соглашение о совместном развитии авиализинга в России и СНГ. Если такие операции будут дополнительно простимулированы бюджетными субсидиями, российские банкиры, очевидно, будут только "за".

Министрам Левитину и Христенко президент поручил осуществить две технические меры, которые уже предусмотрены действующими отраслевыми нормами.

К 1 января 2012 года им предписано "активизировать работу по оборудованию гражданских воздушных судов системами предупреждения столкновения с землей и системами предупреждения самолетов в воздухе". Очень удачно именно эту дату в приказе двухлетней давности Минтранс обозначил как крайний срок, к которому все самолеты, летающие на регулярных маршрутах в России, должны быть оснащены вышеуказанными системами.

Второе "техническое" поручение Медведева вообще уже выполнено. Он потребовал к 31 декабря 2012 года оборудовать гражданскую авиацию аварийными радиомаяками системы Коспас-Сарсат. Эти спутниковые устройства помогают обнаружить место катастрофы или вынужденной посадки. Минтранс издал приказ об обязательной установке таких маячков на всех самолетах и вертолетах (кроме спортивных легкомоторных) еще 16 марта 2007 года, и он исполнен.

"Поручения президента ставят больше вопросов, нежели дают ответов, - считает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Главный из вопросов: в администрации президента не знают, что предлагаемые им меры в отрасли уже действуют? Или знают, но считают, что они плохо исполняются?"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка