О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Практическое разрешение проблемы с опубликованием геоинформации в открытых аэронавигационных документах

НИЦ "Геодинамика" МИИГАиК проведены работы по подготовке аэронавигационных данных в соответствии со стандартами и рекомендованной практикой ИКАО для аэропортов "Шереметьево", "Пулково", "Казань", "Курумоч", "Пашковский", "Ростов-на-Дону" и ряда других

Научно-исследовательским центром "Геодинамика" МИИГАиК проведены работы по подготовке аэронавигационных данных в соответствии со стандартами и рекомендованной практикой ИКАО для аэропортов "Шереметьево" (Москва), "Пулково" (Санкт-Петербург), "Казань", "Курумоч" (Самара), "Пашковский" (Краснодар), "Ростов-на-Дону" и ряда других. Полученные данные прошли процедуры согласования в Минобороны РФ и Минэкономразвития РФ (Росреестр) и могут быть использованы для опубликования в открытых аэронавигационных документах.

Россия как страна, входящая в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и, безусловно, вносящая свой вклад в обеспечение безопасности полетов воздушных судов, в соответствии с международными обязательствами должна предоставлять внутренним и внешним пользователям необходимый объем аэронавигационной информации, отвечающей стандартам и рекомендованной практике ИКАО. В основе этой аэронавигационной информации — геодезические и картографические данные, в том числе имеющие ограничения по использованию. Не удивительно, что в печатных изданиях и Интернете на специализированных авиационных сайтах развернулась довольно бурная дискуссия относительно "избыточной секретности" национальной геодезической и картографической информации и неразрешимости проблемы с ее опубликованием в открытых аэронавигационных документах. Работы, проведенные НИЦ "Геодинамика" МИИГАиК в крупнейших аэропортах страны, снимают эту проблему.

При подготовке геоданных для аэронавигации геодезистам приходится работать на аэродромах и приаэродромных территориях на площадях в радиусе 45 км (по международным стандартам) или 50 (по национальным стандартам). Для столь масштабных территорий не исключена ситуация "попадания" в них геоданных, опубликование которых способно сказаться на нарушении национальной безопасности; в том числе это могут быть данные, касающиеся закрытых территорий или точечных и площадных объектов, полеты над которыми запрещены или координаты которых не должны быть опубликованы в открытой печати. Поэтому вопрос открытости геоданных, до момента их представления в виде аэронавигационной информации, не должен противоречить национальным документам по ограничению геоинформации и стандартным процедурам по ее подготовке к опубликованию.

Однако, как показывает опыт, серьезной и, тем более, неразрешимой проблемы здесь нет. К подготовке геодезической и картографической информации для такой высокотехнологичной отрасли, как авиация, привлекаются геодезические организации, имеющие лицензии Росреестра и ФСБ России "…на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну" и, соответственно, профессиональные службы, оперирующие с закрытой информацией. Что касается порядка работ, то он основывается на действующем законодательстве. Так, в статьях 13-15 Закона Российской Федерации № 5485-1 от 21.07.1993 "О государственной тайне" (в ред. от 18.07.2009 № 80-ФЗ) прописаны процедуры рассекречивания носителей сведений, подготовленных ранее и составляющих на момент их создания гостайну. Для геоинформации, которая создается сегодня или будет создана впоследствии для использования в аэронавигационных сборниках, необходимо выполнить процедуры согласования степени ограничения геодезических и картографических данных с Минобороны РФ и Росреестром, что полностью отвечает Указу Президента РФ № 90 от 11.02.2006 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" и другим национальным документам.

"К настоящему времени работы по подготовке аэронавигационных данных в соответствии со стандартами и рекомендованной практикой ИКАО проведены нами в 12 аэропортах России, — прокомментировал ситуацию с практическим разрешением проблемы по опубликованию геоинформации в открытых аэронавигационных документах директор НИЦ "Геодинамика" МИИГАиК Виктор Лобазов. — Ожидается, что до конца текущего года подобные проекты будут реализованы во всех международных и федеральных аэропортах страны, что качественным образом скажется на их привлекательности для отечественных и зарубежных перевозчиков и, конечно же, повышении уровня безопасности полетов воздушных судов".

* * *

Научно-исследовательский центр "Геодинамика" Московского государственного университета геодезии и картографии (НИЦ "Геодинамика" МИИГАиК) создан в 1992 году. Сегодня это один из ведущих геодезических центров России, специализирующийся на выполнении инженерно-геодезических работ для гражданской авиации.

Центром реализовано свыше 100 проектов для аэропортов и воздушных трасс России. Среди заказчиков — аэропорты Москвы ("Шереметьево", "Домодедово", "Внуково", "Быково"), Санкт-Петербурга ("Пулково"), Хабаровска ("Новый"), Калининграда ("Храброво"), Челябинска ("Баландино"), Казани ("Международный" и КАПО им. С. П. Горбунова), Краснодара ("Пашковский"), Барнаула и многих других городов РФ.
В активе НИЦ "Геодинамика" — работы по геодезической съемке в системе координат ПЗ-90.02 (WGS-84) аэронавигационных объектов на международных аэродромах городов Минска, Гомеля, Бреста, Гродно, Витебска, Могилева и воздушных трассах Республики Беларусь. Работы прошли экспертизу в ИКАО.

НИЦ "Геодинамика" сертифицирован в Межгосударственном Авиационном Комитете (МАК), сотрудничает с ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект", ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация", ИКАО....
Авторские права на данный материал принадлежат «НИЦ "Геодинамика"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка